Гурыч, Львиная Дуля. Официальный Сайт: афиша, стихи, музыка, mp 3, концерты, ненормативная лексика, статьи, фото, форум, музыканты, поиск музыкантов. При перепечатке и некоммерческом использовании материалов сайта ссылки на данный сайт и авторство обязательны. Любое коммерческое использование любых материалов сайта без разрешения авторов запрещено. Адрес сайта - www.gurich.ru. © ® Гурыч, 2005. Все права защищены.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПАРОДИРОВАНИЯ
или
ЗАЧЕМ ОНО НАДО И СТОИТ ЛИ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ

Первое и не самое умное утверждение об искусстве пародии гласит: данный вид произведений является вторичным, потому что опирается на чужое творчество и кормится за его счет. Данный "вывод" проистекает из привычки смотреть телевизор, в котором странные эстрадные клоуны типа петросянов кривляются, неумно и неумело переиначивая слова известных всем шуток, передразнивая слова всем известных бессодержательных эстрадных песен. Делается это в расчете на домохозяек у которых ума нету совсем, а значит и песни для них "пародируются" беспонтовые. Типа Газманова, Киркорова и т.д.

Абсцац первый: Эстрадники. Поскольку эстрадная песня и прочая дешевая попса создается в расчете на пританцовывающих дегенератов, жующих "сникерсы" и "орбиты", то, понятна хотя бы та аксиома, что конечная пародия должна содержать минимум смысла. Поэтому, как правило, берется и сохраняется оригинал проверенного хита, в котором переделываются всего несколько слов в каждом четверостишии. Плюсов сразу несколько: работы немного; политкорректность сохраняется на общем уровне; чем глупее и популярнее песня, тем успешнее пародия; поскольку смех можно вызвать и показыванием пальца - при исполнении песни шути максимально глупо и пошло. Пример - Евгений Петросян, который до сих пор умудряется вставлять в программу шутки про Децла, хотя данный рэпер не то чтобы не катит, он уже в ауте. А еще ЕП любит быдлячьи рабоче-сексуалистические шутки в духе "эй, Вань" и "Эй, Люсь", не догадываясь, что кризис старчества из его творений прет, как сперма из дембеля. И этот пример типичен.

Возьмите КВН - в этой "игре", где участие стоит очень неплохих денег, давно стало уже "местной фишкой" использовать "переделки"(я не сказал - "ремейки"!) популярных песен со своими словами. И дело не в том, что во всех командах - сплошь тупицы, не способные к собственному мелодическому творчеству, а в той же "фишке", что и у эстрадников - популярная песня в любом случае качает, а ее беспардонное "заимствование" объясняется всепрощающим мифом о том, что КВН - дело, все-таки, молодежное и якобы любительское. Дело хорошее, спору нет, вот только от этого спертое отмывается только отчасти. Но чужая мелодия-то работает, будьте уверены!

Что же касается высокооплачиваемых эстрадных пародистов, то у них рецепты точно такие же. Используй яркие внешние признаки артиста(например, парик, похожий на волосы АБП или Укупника), его ужимки и прыжки - этого уже достаточно, главное, чтобы артиста и песню "узнали". Немногие идут дальше, действительно качественно пародируя голос и манеру пения, для чего необходим хотя бы голос. Есть и обратное - небезызвестный пародист Песков, скажем, выступает, артистично дергаясь под фанеру.

Но, в целом диктуемый эстраде низкий интеллектуальный уровень, предназначенный, в основном, для младших слесарей периферийных городов, обуславливает заведомо низкое качество и произведений, и пародий. Хочется вышеупомянутое назвать дурным вкусом, но это неправильно - этот уровень интеллекта в творчестве и этот уровень пошлости созданы не на периферии, а в центре, где создаются программы "для периферии"*, шоу и прочее. Этот уровень - навязан массовым вещанием по принципу: "если человека с рождения кормить дерьмом, то он будет хавать его всю жизнь и за него отдаст жизнь на войне". Просто это удобно: создаешь низкопробный товар, кормишь им страну десятилетиями, а потом просто подбрасываешь дерьмеца и машина продолжает работать, принося дядькам огромный доход от продажи фуфла населению, которое к нему привыкло.

Абсцац второй: поп-музыканты и исполнители. Здесь много не скажешь априори - о ремейках все в курсе. Кроме того, среди попперов популярно исполнение чужих, ранее звучавших известных песен, что при отстойных вокальных данных может не только позабавить, но - напугать, шокировать и вызывать рвоту. Вспомните пресловутые "Песни о Главном", "Кинопробы" и просто "исполненные" чужие песни("Звезда по имени Солнце" в исполнении Натали или "Малыш" того же Цоя в исполнении "Мумий-Тролля"). Не хватает только суперсборников к 60-летию Победы из песен времен войны, перепетых Басковым, Моисеевым и "ВИА Сливки"! Ввиду повальной "инфантильности" данной категории артистов среди них также наблюдается неприятный факт - рост самомнения при полной ротированности, рекламе и проплаченности творческого товара, который состоит как из песен, так и из имиджа, способностей и пригодности артиста. Так, какая-нибудь цаца с уровнем интеллекта "няни Вики", ставшая волею известных судеб частью шоу-проекта, настолько высоко задирает нос, когда желтенький журналистишка спрашивает ее о "творческих планах"! Помилуй Бог, какие могут быть планы кроме планов продюсера! Поп-исполнитель крайне редко: а) сам пишет слова песен; б) сам кладет их на музыку; в) поет "вживую"**. Спрашивается, а фигли лично он умеет? Я имею в виду: умеет делать что-то настолько неповторимое, что дает ему право на признание! Ответ: а этого и не надо. Главные ценности этой страны сейчас - "мерин", "бумер" и чемодан баксов. Поэтому основной талант поп-артиста - найти спонсора для раскрутки барахла. Бывает и так, что спонсор находится под одеялом, хотя в последнее время наблюдается тенденция к самоидеализации поп-артистов: дескать, у меня неблекнущий талант, а вы снова про любовников-банкиров! Я же, в конце концов, артист(-ка)! А на деле такие таланты не колеблясь продают себя спонсорам, прекрасно понимая, как работает кухня шоу-бизнеса - на очень больших деньгах. Но ведь кроме славы хочется еще и признания сомнительного таланта! Поэтому они и исполняют зарекомендовавшие себя хиты - "приобщаются" к легенде, пытаясь войти в историю с черного хода. Ну и "бабки" спонсоров делают крутыми близких им протеже! Именно отсюда такие понты. А если уж, по совести, легенду, как и память войны, как и патриотизм(при наличии валютных счетов) им лучше не трогать. Этим людям не понять Че Гевару, который, став министром после победы революции на Кубе, лично владел только двумя комплектами военной формы, да и то - б/у. Которые, кстати, сдал перед отъездом в Боливию. Но ведь смазливая приживалка с певческими талантами слона и с шестым номером гораздо "умнее" Че…

Абсцац третий: рок-музыканты. Оговорюсь: я не имею в виду рокапопсеров вроде "Земфиры", попсовой группы "Звери" или сладенькой группы "Корни". Данные граждане представляют специально подготовленные и раскрученные шоу-проекты, не имеющие ничего общего с понятием "рок-н-ролл". Они относятся к предыдущему абсцацу. Я же здесь имею в виду достаточно известных деятелей, представляющих т.н. "русский рок" или что-то подобное.

Представители данной категории практически никогда не исполняют чужих песен***, кроме случаев, когда песни написаны друзьями для них. Дело здесь, в первую очередь, в некотором болезненном самолюбии, признающем только свои песни. Кто-то скажет, что эта их манера является чванством и самолюбованием, но мне в половине случаев приятно слушать именно авторское исполнение, если это, конечно, не поучения, не грузилово, не мемуары и не авторитетные вещания(как в половине песен того же Ю. Шевчука - человек обладает несомненным и признанным талантом стихосложения и исполнения, но как начнет петь про войну, родину, страну и Россию, так его сразу выключить охота - проявляется старческая брюзгливость и назойливое желание поучать потомков "патриотическими" декламациями в духе Газманова и "Любэ"! Хотя сам, вроде, очень давно, лет двадцать назад, говорил, что Родину любить - не березку целовать…). Рок-деятели исполняют чужие песни и пишут пародии разве что по приколу, как в проектах "Дубы-колдуны" или "Карданный Вал". Но зато их приятно пародировать, потому что, в отличие от попсы, где ляпы неумны и написаны Васей Пупкиным для Вани Попкина, рокеры "лажают" в поэзии всерьез. Это очень-очень прикольно.

Смысл пародирования заключается в том, чтобы насмешить зрителя, но сделать это хочется не в стиле "ха-ха" или "гы-гы", а употребив интеллект, хотя при этом конечный продукт может получиться заметно лучше оригинала. Это вполне уместно, потому что глупые пародии все равно слушать никто не будет. Что же касается музыки, то здесь фантазия пародиста главенствует: пародия может быть полномасштабной песней в исполнении группы музыкантов или же может быть исполнена под акустику. Дело в подаче.

Способы пародирования и типы пародий зависят только от пародиста. Типы пародий бывают: смешные, прикольные, умные, тупые и все остальные. Это по своей сути эмоциональные определения качества с точки зрения слушателя: нравится-не нравится, выключить-не выключить.

Способов написания песенных пародий четыре:

1. Переделка оригинала. Слова пародируемой песни остаются и в пародии, только часть их заменяется на "смешные". Самый низкий уровень, который наиболее приветствуется на эстраде. Стопроцентное плебейство.

2. Собственный текст. Текст оригинала не принципиален и может не использоваться вовсе. На его основе делается другой, являющийся авторским творением пародиста. При этом последний учитывает как смешные фрагменты оригинала, так и личных качеств пародируемого, манеры его исполнения и т.п. Мелодика оригинальной песни сохраняется, хотя бывают исключения. Самое перспективное направление, сочетающее простоту и именно творчество.

3. Цельное произведение. Песня пишется пародистом от начала до конца, с им написанным оригинальным текстом и с его оригинальной музыкой, в которой возможны фрагменты-намеки на творчество пародируемого. Пародируется все, что угодно, но высший пилотаж - простебать несколько произведений пародируемого в одной пародии. Минус: при избытке интеллектуальной замороченности пародия перестает быть "легким жанром", не ассоциируется с узнаваемой песней и грузит.

4. Суперпародия. К этому типу можно отнести масштабные произведения: альбомы, мюзиклы, фильмы и т.п. проекты, пародирующие большие темы, такие же крупные произведения, фильмы и т.п. Наглядный пример: фильм "Житие Брайана", пародирующий христианское миссионерское кино, хотя картина значительно масштабней, учитывая безбашенный сценарий и великолепное гротескное актерское мастерство.

Следует учитывать, что среди перепевок популярных тем встречаются не именно пародии, а "свои версии" чужих песен, которые не призваны устраивать балаган из основной темы. Пример: альбомы группы LAIBACH "Let It Be", "Nato", "Jesus Christ Superstars", которые являются цельными творениями, хотя большей частью и целиком состоят из чужих песен. Их, ну и ремейки мы не считаем.

Литературные пародии, кроме стихов и эпиграмм мы также не трогаем.

Строение пародии****. Как и любое песенное произведение, пародия делится на части: куплеты и припев, хотя может иметься интро и кода, что остается на совести автора пародии. Есть несколько непреложных правил, распространяющихся и на прочие песни, но у пародий, все-таки, своя специфика:

1. Помни: самые яркие места в любой пародии - первый куплет и припев, потому что здесь работает эффект неожиданности появления смешных моментов. Отсмеявшись в начале, зритель воспринимает остальную часть как приложение(припев уже известен и пропадает большая часть эффекта неожиданности). Усилить пародию можно, придумывая разные тексты в припевах, но здесь нельзя перебирать: слишком много слов покажутся заумью, вызовут загрузное разачарование и оттолкнут зрителя.

2. Длительность пародии обычно примерно соответствует оригиналу. Исключение делается в двух случаях: если возможно передать все смешное в более коротком виде, то пародию надо сократить; если пародия сделана на несколько песен, содержит много действительно интересного или написана как цельное произведение - ее протяженность на совести автора.

3. Качество поэзии должно превосходить оригинал, кроме случаев, когда высмеивается поэтический стиль автора оригинала. Нагляднейший пример - "выпадающая" третья строка четверостишия, что часто встречается в попсовых, "народных" и дворово-уголовных песнях. Если рифмуется вторая и четвертая строка, что наиболее распространено, то надо рифмовать также первую и третью, что некоторым авторам недоступно, потому что они работают в стиле "и так сойдет". Если рифмуется первая и четвертая строки, то две других также рифмуются. То же касается рифмовки первой и второй(третьей и четвертой).

4. Не пытайтесь умничать - от вас ждут развлекухи, а не лекций.

Что высмеивает пародия.

Не бойтесь высмеивать стихотворный стиль автора, даже если у него обострилась звездная болезнь и он негативно относится к критике своего великого таланта. Не бойтесь его фанов, хотя лично мне приходилось сталкиваться с обиженными поклонниками Шевчука и Шахрина, а также Летова, Кинчева, Григоряна и т.д. Аргумент упертого фана один: они же гении! Абсолютно бездоказательное утверждение. Однако в энергии поклонников что-то есть: я с некоторым мандражем жду выхода своего второго акустического альбома пародий(он пока записывается), где есть пародии на таких популярных личностей, как Найк Борзов, Шнур или "Ночные Снайперы".

Избегайте описания дефектов внешности, дикции, походки и т.д. Пародист должен быть тактичен и уважителен, потому что данные дефекты могут быть врожденными или полученными в результате какого-то несчастья.

Обычно в песне центральной действующей фигурой является некий персонаж, от лица которого поет автор. Не бойтесь смеяться именно над этим персонажем, даже если все человечество ассоциирует его с самим автором! Но грань не переходите: одно дело смеяться над тем, о чем поется, совсем другое - над кем-то конкретным, это неправильно, непрофессионально и гадко.

Наиболее заметные места в авторских песнях - словесные ляпы, бессодержательность текста и избыток самомнения (как у Шевчука, который дошел уже до вещания потомкам и песни которого все больше напоминают не поиск радости жизни, а банальные мемуары). Здесь нет никаких тормозов. Более того, можете в процессе концерта эпизодически рассматривать ляпы авторов, цитировать их (это шикарно делает Михаил Задорнов, хотя он и является артистом разговорного жанра). Это скрашивает некоторую монотонность концерта и способствует общению с залом. Кроме того, каждый такой ляп - аргумент в Вашу пользу, потому что обиженные поклонники находятся почти на каждом концерте.

Пародия - это всегда конфликт с оригиналом, его автором и его зрителями.

Уместность нецензурной лирики и непристойных оборотов.

Это - личное дело каждого, как и выбор слушателя: слушать ему Ваше творчество или нет. Одно могу сказать точно: собственно ненормативная лексика не является дополнительным привлекающим элементом. Если же она присутствует неоправданно - это однозначно отталкивает. Наличие матершины в пародиях и стихах (песнях) - вещи одного порядка: если без этого нельзя обойтись, то не стоит быть ханжой, если Вам удалось сделать из этого "фишку"(как у Шнура, например) - Вы просто гений шоу-бизнеса, без балды! Лично я придерживаюсь той версии, что матершина - особо острый соус в человеческой речи и всячески голосую за ограничение ее применения, потому что в противном случае острота ослабнет. Я считаю матершину уместной в двух местах: среди плебса и в салонах. Плебеи не могут без этого жить, кроме того, именно они развивают эту форму общения. Что же касается салонов, то звучание мата в них экзотично настолько же, насколько необычны наши пресыщенные желания в сексе, например.

Что же касается непристойностей (не путать с матершиной!), то скажу так: выругаться матом можно и без матерных слов. Описание нелицеприятной сцены, выраженное литературной лексикой так же будоражит как матершина, даже более - такие вещи можно исполнять там, где ругаться или разговаривать матом нельзя, что весьма шокирует публику. Здесь дело только в той политике, которую Вы как артист проводите по отношению к зрителям.

Что же касается ханжей, которые запрещают такую лексику, мешают концертам и занимаются прочими дурацкими вещами, то скажу им так: не опускайтесь до кретинизма, запретить этого вам не дано. Отказываться от реальной лексики - все равно что утверждать, что Вы никогда не сморкаетесь, не ходите в туалет, не занимаетесь сексом, а едите только "современные полезные продукты", смотрите по ТиВи только выступления Президента и бескорыстно верите, что фирма, в которой Вы работаете - действительно одна большая семья.

Дмитрий Гурыч, 2005

наверх

* - на полном серьезе: однажды я искал работу и пришел на собеседование в один издательский дом, который фигачит наименований пятьдесят журнальчиков-газеток в разных регионах. От меня потребовалось: интервью со звездами (кто не знает, такие штуки могут делаться без знакомства и встречи с артистом, через пресс-секретаря или пиар-менеджера, когда дается список стандартных вопросов и получается список стандартных ответов), командировки и прочее. Наниматель с гордостью говорил о тиражах. Я спросил его об объеме, качестве и бумаге, на что получил стыдливый ответ, который можно перевести на понятный язык - "как у всех", читай - как у стандартных желтых журнальчиков по 5-10 рублей. А еще редактор мне доверительно говорил: ну ты же должен понимать, это для периферии! Работать там я не стал. назад

** - это, кстати, отчасти вина не поп-"звезд", а организаторов и устроителей концертов. Мы хоть и типа европейская страна, но в жалких провинциальных ДК, переименованных в концертные залы, имеем отстойный аппарат, временами попадается даже двадцатилетней давности!!! Ясен хрен, что на таком аппарате без потери качества может звучать только граммофонная пластинка 1913 года. А возможна и другая обструкция: вдруг в зале станет слышно, как "звезда" поет на самом деле!!! Поэтому и прет фанера - нужна гарантия "отработки" концерта. Кстати, в прошлом веке, в 90-х в России был закон, запрещающий "пение" под фонограмму без предварительного уведомления зрителей(например, на афишах и билетах). А знаете, к чему предлагалось приравнять такое исполнение без уведомления? К мошенничеству! назад

*** - кроме концертов памяти кого-то, чьи песни там принято петь.назад

**** - здесь рассматривается только пародия в жанре "песня". назад

ГЛАВНАЯ ФОТО МУЗЫКА ГУРЫЧ ДУЛЯ СТАТЬИ СТИХИ, ТЕКСТЫ ПАРОДИИ КОНТАКТЫ