Гурыч, Львиная Дуля. Официальный Сайт: афиша, стихи, музыка, mp 3, концерты, ненормативная лексика, статьи, фото, форум, музыканты, поиск музыкантов. При перепечатке и некоммерческом использовании материалов сайта ссылки на данный сайт и авторство обязательны. Любое коммерческое использование любых материалов сайта без разрешения авторов запрещено. Адрес сайта - www.gurich.ru. © ® Гурыч, 2005. Все права защищены.

АЛЕКСАНДР ТРОФИМОВ:
МУЗЫКА КАК ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР

Александр Трофимов - бессменный руководитель популярного в Москве "Р-клуба", ориентированного исключительно на рок-музыку. Немногие из посетителей знают, что этот человек сделал очень много для развития рок-сцены и сделал именно тогда, когда рок-культуре было особенно тяжело: и из-за официоза, и из-за повального прорыва совковых попсовых "унцев-унцев" на все этажи шоу-бизнеса. Устоять на ногах помог жизненный выбор: "рок-н-ролл - это моя музыка".

- Саш, для начала, как ты вообще попал в музыку, шоу-бизнес и музицировал ли самостоятельно?
- Музыкой интересуюсь и занимаюсь очень давно. В детстве, на даче у меня были друзья, старше меня на два-три года, увлекавшиеся очень прогрессивной по тем временам музыкой - Black Sabath, Nazareth, Deep Purple. Для меня это было тогда, в целом, еще пока ничем, но мы вместе играли в футбол и гоняли на велосипедах. Они переписывали друг у друга какие-то записи, а мне это было не интересно, пока кто-то не принес запись группы на русском языке - это был "Мираж", но не тот, попсовый, с Гулькиной и Разиной, а неизвестный сейчас, роковый коллектив, причем его песни тогда активно пели по школам, например, но никто не знал авторства этих песен. Потом, занимаясь уже непосредственно звукозаписью в Москве, я долго пытался найти хоть какую-то пленку с этой группой! Безуспешно. А далее процесс пошел: записывали "Аквариум", "Зоопарк", "Кино"… и, вот сидим как-то у брата на работе, я ставлю свежую запись из студии. И тут приходит какой-то его знакомый, разговорились о музыке, причем он все время повторял: я играл, я играл… Ну, я не вытерпел, спросил: "Ну и где же ты играл?". Оказалось, играл он в том самом старом "Мираже". Таким образом, я познакомился с одним из участников, достал сразу эти записи, хоть и не сохранившиеся в каком-то полноценном виде. Вот так и стал заниматься рок-музыкой более-менее серьезно. Если теперь анализировать мотивы, можно сказать так: в музыку вообще меня привело любопытство. Приходя к кому-либо в гости друзья просили поставить какую-то знакомую, любимую пластинку, а я предпочитал то, что раньше не слышал.

- Ну, а что касается процесса, называемого шоу-бизнесом?
- Понятие шоу-бизнеса в нашей стране - это просто смешно. Называть все это пиратство шоу-бизнесом я бы не стал, для этого есть другие, более плохие слова. Считаю, что это понятие должно происходить от слова "бизнес" в данной культурной области, а происходящее сейчас просто ужасно. Лучше обзовем это пока (посмеивается) "музыкальной индустрией". Непонятным словом.

- А как ты попал в "BIZ Enterprises"?
- Туда я попал еще до рождения всей этой конторы. Существовал определенный круг музыкантов, которые однажды встретившись, решили создать довольно крутую фирму, куда и был приглашен директором Борис Егорьевич Зосимов. Он был уже тогда продвинутым комсомольским работником, с крутыми родителями и связями, занимался выездом комсомольцев в капстраны - то есть только через него можно было выехать - был кроме всего этого прогрессивным деятельным человеком. И очень хорошим руководителем, это точно.

- Почему "BIZ Ent.", набрав солидный уровень известности, продвигая свою рекламу в С.М.И. приобрела ярко выраженный имидж фирмы, работающей именно с рок-музыкой и, в первую очередь, с тяжелым роком?
- Изначально, люди входившие в состав руководства этой фирмы, были из рок-культуры. И тоже изначально они хотели сделать здесь что-то большое типа аналога фестиваля Metal Hammer в Германии. Съездили в Германию, посмотрели и подумали: а почему бы и нет? Если раньше с роком все было понятно - совершенно однозначно запрещено - из-за чего он и был в подполье, то потом что-то постепенно начало меняться. Подвижки в стране уже были, многое начало "разрешаться", рок начал выходить на стадионы. И как раз в этот момент появляется определенная группа единомышленников, создающая крупную корпорацию по западному принципу работы. Был набран штат специалистов, я занял пост директора по рекламе. Хотя, людей было не так много: отдел музыкального оборудования, транспортный отдел, еще кое-что. Борис Зосимов объединял всю эту компанию. По тем временам мы немалого достигли. Позже, по различным причинам эти люди стали из компании вытесняться, фирма меняла политику, деньги стали делать деньги( и это нормально!), полностью менялись приоритеты согласно предпочтениям новых руководителей. Сам я ушел от них предпоследним(из первоначального состава), отработав три с половиной года. Что можно сказать о достижениях? "BIZ Ent." является первым организатором фестиваля на Тушинском поле, представлявшем тогда из себя огромный заброшенный пустырь, не распаханный под огороды. Получить тогда разрешение на проведение там концерта было довольно просто.

- Ты имеешь в виду 91-й год?
- Совершенно верно. Metallica, AC/DC и так далее. Концерта такого масштаба, я думаю, до сих пор никто организовать так и не смог. А в то время это было Событием номер один. Народу собралось не менее полумиллиона (я где-то вычитал цифру - 770.000!!! - Д. Гурыч) и эта цифра условна, т.к. при такой массе людей их количество считалось с вертолета по квадратам. А ОМОНа было около шестидесяти тысяч - несколько высших школ милиции. Это тоже было весело.

- Как считаешь, почему многие западные исполнители, включая рокеров, не хотели тогда к нам приезжать? По крайней мере так тогда писала пресса…
- Это совершенно неправильное понятие: "не хотели" приезжать! Любой концерт - это тысячи нюансов, компромиссов, не надо быть героем, чтобы привезти сюда любую команду! Потому что любая команда имеет свою стоимость. Музыкант говорит: мой концерт стоит столько-то. Есть еще штат менеджеров, есть фирмы, занимающиеся именно турами. Если условия совпадают и музыкант вписывается во все эти проблемы, то концерт происходит, только он стоит определенных денег. В России же все всё хотят получить на шару: а почему к нам не едет такой-то? А потому, что никто не может за это заплатить! Концерты "звезд", которые в данный момент "там" - "на гребне" стоят очень неплохих денег.

- Но ведь, если взять "металлические круги 80-х", некоторые очень популярные - тогда коллективы не приехали к нам до сих пор…
- Ну и что? Это говорит только о том, что не нашлось, кому заплатить за такой приезд. Сейчас же можно и по телефону, и через Интернет связаться с любой группой, узнать ее стоимость, ее прокатные компании… это может сделать любой человек из своей квартиры…, но он просто узнает расценки. На этом, обычно, все и заканчивается.

- То есть фактически не существовала пресловутого идеологического барьера?
- К примеру, мы планировали к презентации открытия компании концерты Элиса Купера. И дело упиралось только в деньги. Получилось так, что начинали мы переговоры с одной суммы, а во время этих переговоров вышел его альбом "Trash", подбросивший этот гонорар до отметки, превышающей предыдущую сумму в 3-5 раз! Вот и взлетел загибающийся старичок! Стали покупаться пластинки, стали забиваться гастроли… и тут же взлетели цены. Так же и Megadeth, например. Также потом мы не могли элементарно угнаться за инфляцией, однако без преувеличения можно сказать, что привезли многих. Впрочем, не мы одни. Все старались привозить популярные группы.

- Да-да, помню, тогда только "скарпов" привозили раз десять…
- Ну, ты знаешь, на безрыбье и Scorpions - хэви-метал (смеется)! Хотя, по мне - хорошая команда. Кстати, Scorpions привозили не мы.

- Неужели "Госконцерт"?
- Вполне возможно, ведь бизнес есть бизнес, а тогда это уже стали хорошо понимать.

- С официальными властями проблемы были?
- Конечно. Конечно! Что нужно ЛЮБОЙ власти: чтобы ничего не происходило, тогда у нее не будет проблем. Что б на улице, к примеру, всегда была средняя температура, чтобы не было дождя, что б никакой засухи и уж не дай Бог град! Утрирую, конечно…, но ведь все то же самое: какой рок?! Любой чиновник всеми фибрами души всегда будет открещиваться от всего! Когда привозили Metallic'у и AC/DC, тогда Гавриил Попов взял сразу больничный на две недели и отбыл к себе на дачу и кто-то другой за него на открытии выступал, по-моему это был Лужков. То есть любой чиновник все примет в штыки. А когда уже точно, вот, уже все удалось, все в порядке, вот тогда-то он и скажет: да это же именно я все сделал! Это одна простая нормальная политика! А когда все еще организуется (как Егорьевск отменили, например), то никто из них не хочет на себя ничего брать! Ответственность на себя не хочет брать НИКТО!

- Я тут как раз получил из администрации города Егорьевска "типа официальный" ответ по поводу "Энергии Дорог"…
- И чё говорят?

- Говорят, что точно не будет. Спрашиваю, как быть с тем, что данное учреждение напечатано на билетах как учредитель мероприятия…, отвечают: а какие еще билеты? Мы, мол, ничего не знаем!
- Так это и есть обычный, нормальный ответ! Мы ничего не знаем! Даже если бы на эти билеты ставилась их печать, сказано было бы следующее: ничего не знаем, а печати ставила секретарша, которая именно сейчас как раз в декретном отпуске! Или уволилась…

- То есть концов не найти?
- Никогда!

- Как возник "Р-клуб"?
- Десять лет назад, после ухода из "BIZ Enterprises", у меня уже была своя рекламная фирма, занимался тем, что называется "паблисити" и ребята из группы "Мастер" попросили помочь им с организацией концертов. По Москве тогда как раз и стали появляться первые "сами по себе"-площадки: клуб "Вояж", ДК МАИ(в фойе) еще какие-то, штук пять и мы с друзьями прошлись по ним. Нам ни один клуб не нравился! Где-то охрана не так работает, оборудование практически везде оставляло желать лучшего.. и мы подумали: а почему бы нам не организовать свой клуб? Что для этого надо? Помещение. У нас был один товарищ с выходом на спорткомплекс "Атлант", на улице Талаллихина, где нашелся совершенно заброшенный большой подвал, заваленный каким-то железным ломом, который мы и разгребали своими силами достаточно долго, нашли оборудование, попробовали сдвинуть с мертвой точки… Получилось! Не сразу, но площадка привлекла внимание своего потенциального контингента простотой, доступными ценами, нормальным аппаратом. Вот, со временем, мы чего-то добились!

- Клуб пытались закрывать?
- Конечно. Всегда пытаются. Для любых властей это - точка нестабильности. Они, все же, не могут так вот прийти и сказать: "мы вас закрываем" (хотя, именно так и говорят!), нужно иметь достаточно весомый аргумент для такого закрытия: несоответствие санитарных норм, например, пожарники часто заходят… Просто если ты делаешь клуб САМ, то все равно проходишь все эти инстанции, знаешь, какие нормы надо соблюдать, собираешь полный пакет документов, а с ним тебя закрыть уже не так легко.

- Ориентация клуба большей частью на роковые, тяжелые, "металлические", агрессивные музыкальные направления - это дань того, прошлого времени?
- Это - наша приверженность. Мы сами из этой среды. Я не был музыкантом, но мои играющие друзья, играли именно эту музыку. Она больше привлекала.

- Верность идее?
- Жизненный выбор. Нет, мы не отказываемся от других направлений, жизнь вносит свои коррективы. Жизнь за десять-пятнадцать лет ушла далеко вперед, появилось много новых стилей, новых направлений… И вовсе не обязательно мы должны их принимать! Мы должны их пытаться понять.

- Почему, на твой взгляд "хэви металл" так и не успел стать в нашей стране по-настоящему массовым явлением? Почему он не дорос до стадионов?
- Я как раз считаю, что "хэви-металл" и был массовым явлением. Мы работали и на стадионах. Более того, после того, как рок вылез из подполья, мы только на стадионах и работали! Пойти тогда работать в клуб… для меня это было не интересно!

- То есть, была этакая огромная масса "металлистов", а потом… просто изменились приоритеты "зрительской толпы"?
- Это не приоритеты изменились…, просто если взять сто человек молодежи, "металлистов" среди них будет пятеро. Мы работали по школам, по десятым классам - ну, и сколько там "металлистов"? На четыре десятых класса - три-пять человек! И это нормально. Мы, вот, занимаемся этим жанром у себя в клубе, мы видим, что к нам приходит много людей и не считаем при этом, что вокруг одни "металлисты".

- Но в 80-х их было явно больше!
- Это было модно.

- А почему потом их число уменьшилось?
Не думаю, что число именно "металлистов" уменьшилось. Откололась та часть аудитории, которой это перестало нравиться, перестал импонировать этот стиль жизни. Опять же, запретность пропала с выходом из подполья: эту индустрию тут бы и продвигать пора…, а она именно в этот момент сама и затихла!

- Но, все таки, что же заставляло молодых людей "быть металлистами", несмотря на гнет общества или наезды "люберов", например?
- Чувство протеста. Как конфликт отцов и детей: "а я не такой как вы все!". Сейчас у нас практически запрещено движение скинхэдов, и многие выбирают этот имидж нарочно.

- Действие рождает противодействие?
- Именно!

- На удар отвечать двумя? Помнится, в 80-е газеты писали о побоищах "металлистов" и "люберов" - более тысячи, тысячи двухсот человек с обеих сторон…
- Было и такое. Как "улица на улицу", "район на район", теперь - "Спартак" на "Динамо"…

- Но ведь этому придавали и политический окрас?…
- И будут. Кому что выгодно! Обязательно найдутся папики, готовые взять этот процесс под контроль и политизировать. А молодежь как и раньше, будет конфликтовать. Во всем мире так и происходит - все движения расчитывают именно на молодежь. И в "совке" так было: пионерия, комсомол и т.д., такая красная "зеленая улица", где позитивной инициативе - дорогу повсюду: хотите засадить деревьями аллею или улицу - зашибись, сажайте на здоровье! А сейчас у молодежи нет стимула. Даже если скажут: "мы хотим!",… у нас любой чиновник скажет: дайте мне денег и засадите хоть весь город! Убили тем самым движение к добру.

- Предпочтения: пять металлических групп тогда и сейчас.
- Их гораздо больше. Если "фирменных", то на тот период - Deep Purple, Led Zeppelin, Nazareth… и все это направление, пятеркой никак не ограничиться. Сейчас - то же самое. Вот, недавно три редкие пластинки Deep Purple записал. Но, разница с тем временем такова: берешь пластинку и знаешь уже, какая песня за какой звучит… и ставишь пластинку обратно. Из более современных нравится что-то подобное White Zombie…

- То есть тяжелый рок стал музеем?
- Нет, музеем он не стал, просто это явление не с чем сравнивать. Кажется, что прорывов нет, затухает, затухает и…бабах - Rammstein как резко и громко выстрелил! Хотя, они разве внесли что-то новое в музыку? Все это было сыграно достаточно давно, просто они сделали по-настоящему качественный продукт и он выстрелил совершенно закономерно! А сейчас рок опять постепенно затухает. Но ведь "Ария", там, и Кипелов по-прежнему собирают стадионы и гатроли расписаны на много вперед.

- У каждого направления есть какой-то яркий представитель. Если убрать "Арию", то останутся, в большинстве, небольшие и не всегда сколько-нибудь известные миру команды клубного уровня. Значит ли это, что тяжелый рок - музыка для определенной ограниченной ниши поклонников?
- Конечно. Так всегда и было. Как и транс, например. Собираются люди на вечеринки и слушают свою музыку. Это - нормально.

- Последний вопрос: что лично тебя смогло бы по-настоящему удивить в этой области?
- Даже не знаю… Приезд какой-нибудь звезды точно бы не удивил… Продажа неизвестной группой немеряного количества пластинок… все бывает в этом мире. Сейчас у нас все устаканилось: все группы потенциально суперзвезды и заранее готовы играть на стадионах. Только стадионы не готовы принять эти группы. На Васю Пупкина из второго подъезда ходит пять человек(там же, у подъезда), а Макаревича слушают миллионы. Между ними двоими много всяких команд. И мест, где они могут играть. Каждая группа достойна своей публики, как каждый народ достоин своего тирана.

Интервью взял Дмитрий Гурыч, Москва, июль, 2004.

НА ГЛАВНУЮ

СТАТЬИ

НАВЕРХ

ГЛАВНАЯ ФОТО МУЗЫКА ГУРЫЧ ДУЛЯ СТАТЬИ СТИХИ, ТЕКСТЫ ПАРОДИИ КОНТАКТЫ