Гурыч, Львиная Дуля. Официальный Сайт: афиша, стихи, музыка, mp 3, концерты, ненормативная лексика, статьи, фото, форум, музыканты, поиск музыкантов. При перепечатке и некоммерческом использовании материалов сайта ссылки на данный сайт и авторство обязательны. Любое коммерческое использование любых материалов сайта без разрешения авторов запрещено. Адрес сайта - www.gurich.ru. © ® Гурыч, 2005. Все права защищены.

Банда рокабилльных хулиганов "Мистер Твистер":
"…Хочешь играть рок-н-ролл - играй!"

К двадцатилетию группы.

Опубликовано в журнале ROCKMUSIC.RU.
Здесь статья публикуется в первоначальной редакции, без сокращений.

Шел 1987 год, знаковый для отечественного музыкального мира: новые группы появлялись, как грибы после июльского дождя. Именно в этот год было выпущено много той музыки, которая стала классикой рока, много поступило ее из-за рубежа, от неожиданного обрушения идеологических фильтров начало захватывать дух. Казалось, что каждый музыкант, любого уровня, считал своим долгом пощупать "неформальный" путь вместо долгого пути в "официальные" культурные организации. Уже начинались полуподпольные концерты, вовсю гремели группы типа "Арии" и "Черного Кофе", причем площадки были неслабые: ДК "Дружба", ДК "Крылья Советов", Малая Спортивная Арена… Ходить на концерты было модно, это нравилось и это грело душу неким вызовом, по-хорошему опьяняло, приобщало к ранее неизвестному виду усваивания культурных ценностей, что позднее было названо оттягом.

О группе "Мистер Твистер" Москва уже говорила, хотя им было всего два года. В чем-то им фартило гораздо больше остальных: в силу довольно мягкого саунда они могли казаться более лояльными, чем "тяжелые" группы или нарождавшийся колосс т.н. "русского рока" с вечными песнями протеста. "Твистеров" даже периодически показывали по телевизору и это при почти полном отсутствии развлекательных программ в современном понимании! По крайней мере, их точно знали: даже один мой тогдашний приятель-гопник говорил, что это "такие нормальные рокенрольчики". К тому же они не очень ассоциировались с группами вроде "Браво", они олицетворяли именно рок-н-ролл, а не "советский аналог - твист", как тогда совершенно серьезно писала пресса. Их поддерживали такие заслуженные люди как Ованес Мелик-Пашаев, они знались со множеством популярных коллективов от "Примуса", "Бригады С", "Зоопарка" до алибасовского "Интеграла", они попадали даже в "Утреннюю Почту" и "Шире Круг!". Практически никому из рокеров такое и не снилось! К року тогда, как и сейчас, в "серьезной" прессе относились как к покойнику: или хорошо или ничего. А хорошо даже в эпоху "гласности" старались не говорить, предпочитая молчаливо воздерживаться. Так что "твистерам" заметно повезло.

Когда мне кто-то предложил пойти на их концерт, я немедленно согласился, созвонился с друзьями мы пошли довольно приличной кучей из полутора десятков человек. Тогда это было более чем актуально: накануне мы запросто напоролись на драку в районе Рижского Рынка, где "любера" паслись регулярно. Отделались легко - парой сломанных значков и несколькими синяками - но к неприятностям готовились заранее.

Так и вышло - на концерт вломилось с сотню-полторы "люберов" и "ждановских". Драка шла на трех этажах, а о ее ожесточении можно судить по тому, что подруга одного моего приятеля случайно поймала прилетевший прямо к ней в руки… выбитый зуб! Несколько рокеров прямо на мотоциклах ездили по лестницам и залу, норовя прижать отбившегося "клетчатого",* в ход также шли подручные предметы, припасенные армейские ремни и пояса из гроверных шайб. В конце концов, "люберов" раскололи на несколько групп и начали дубасить, вытесняя к выходу. Через несколько минут концерт продолжился.

Группа "Прима-Донна" не запомнилась ничем, это был вялый глэм-рок с женским вокалом. Зато "Мистер-Твистер" выходили и уходили под рев публики, разогретой дракой и некоторым количеством дешевого портвейна и пива. Публике нравилось все: потрясающая гитара, заводные барабаны, а контрабас приводил ее в буйный восторг! В зале чувствовалось самое настоящее единение близких по духу людей, причем сплотила их не только драка. Я впервые в жизни присутствовал на концерте, на котором совершенно отсутствовал барьер между зрителями и музыкантами: не было не то что милиции - не было вообще сколько-нибудь заметной охраны кроме пары зашуганных дружинников и полутора бабушек у входа! Но, с другой стороны, инцидент показал, что нет лучшей защиты, чем сильные, благодарные зрители которые относятся к тебе настолько по-братски, что тут же перестаешь чувствовать себя чужим! И "Мистер-Твистер" отрабатывали такое отношение сполна. Зал ходил на ушах. И в моей памяти этот концерт останется навсегда именно таким: бешеной вакханалией молодой энергии, которой, казалось, нисколько не отняло жестокое массовое побоище.

* * *

Ныне группе уже двадцать лет. Как ни крути, пахнет юбилеем. По этому поводу я прибыл в клуб "Швайн", где обещался концерт. "Твистера" прибыли в половине одиннадцатого, отыграв перед этим где-то еще в составе "Smoking Bulldozers", но усталости в них не чувствовалось, они практически сразу подключились и заиграли. Программа наполовину была типична для групп, играющих такую музыку, и состояла из классических мировых хитов, причем чувствовалась особая симпатия музыкантов к Кокрану. Но это - только одна половина. Никто из нынешних рокабилов не сможет похвастаться отечественными хитами такого масштаба, какие создали "Мистер-Твистер" и публика это всегда оценивает. Те же "Рок-терапия", "Подруга Рокера", "ГАЗ-21", "Страна Нежности", "Московские Ночи" или популярный советский хит "У Самого Синего Моря" в их исполнении известны всенародно и, несмотря на солидный возраст от создания, встречаются публикой крайне восторженно. Обстановка в клубе на глазах становилась "домашней", тем более, что в зале присутствовало много "своих": байкеров, музыкантов и просто друзей. Но и это еще не полная картина. Двумя неделями раньше я был на них же, причем тоже в "Швайне", когда группа отмечала день рождения Паши Степина. Это был настоящий угар, маленькая сцена просто мешала музыкантам развернуться. Зрители скакали как ошпаренные, музыканты от зрителей также не отставали, причем никто не вел себя ханжески - все были подогреты и концертом, и поводом, и кое-чем еще… Да, они, "твистера" действительно могут быть разными: и веселыми, и меланхоличными… но все равно веселыми!

Название "Мистер Твистер" происходит от названия одноименного стихотворения Я. С. Маршака и подходит группе идеально. Тем более, если вспомнить, что идеологическая линия советской номенклатуры всегда неодобрительно относилась к "твистам", которые высмеивались в кино, обсуждались на комсомольских собраниях, т.е. травля этой музыки была обычным политическим заказом, на который работали многие поэты, художники, кинематографисты. Маршак обличал на самом чутком уровне - на детском. Так что, отчасти, славу группы можно считать врожденной.

Бар клуба "Швайн" с точки зрения беседы устроен идеально, находясь в стороне от зала со сценой, там гораздо тише, поэтому именно там мы и расположились. Вначале я разговаривал с Пашей(Павел Степин - гитара, вокал) и Ежом(Валерий Лысенко - барабаны, вокал), а потом подошел еще и Леха(Алексей Вихрев - контрабас, бас-гитара, вокал). Вокруг ходили люди, периодически проявлявшие интерес к сборищу, замечен был Хайтек (очень известный байкер). Разговор шел ровно, с периодическими всплесками веселья.

- Помните, раньше, в СССР были такие детские значки "Мистер Твистер": штампованные, металлические? На них был изображен этакий иностранный мужик с фотоаппаратом, в шляпе. Фанаты скупали их десятками, отдельные экземпляры сохранились до сих пор…
Паша: - Да, была такая реальная фигня, кто-то даже нам их показывал. К сожалению, ни одного в руки так и не попало, а жаль! У нашего басиста до сих пор есть старая, рваная пластинка Маршака "Мистер Твистер". Прикольный раритет.

- Но ощущения-то какие от времени? Двадцать лет все-таки!
Еж: - Да какие ощущения? Для меня это все вообще как вчера было! Это слишком глобальный вопрос: "какие ощущения"! Иной раз, бывает конечно, подумаешь: сколько лет, блин… А вообще-то все хорошо: кое-как держимся пока на плаву. Но, если серьезно, конечно же, двадцать лет - это срок! Реально. Но каких-то жутких, пессимистичных ощущений нет.

- "Мистер-Твистер" все-таки первая рокабилли-группа в стране!
Ёж: - Ну, я бы не сказал, что уж прямо таки первая! Все-таки Пит Андерсон был…
Паша: - Но это рок-н-ролл, а не рокабилли. А рокабилли как такового пока еще не было.
Ёж: - Был Андерсон, такой прибалтийский музыкальный монстр. Но у них там это довольно быстро закончилось: то ли прикрыли, то ли само загнулось. Так что, действительно, можно сказать, что "Мистер Твистер" первая в СССР именно рокабилльная группа!

- Помнится, сначала вы были в пиджаках, потом сменили имидж - одели косухи. Что это было - дань стилю? Теперь, вроде бы, опять в пиджаках ходите…
Ёж: - Не в имидже дело. И тогда и сейчас мы выступаем в пиджаках, я, например, вполне комфортно себя чувствую. А вообще, это несколько граней одного и того же стиля: косухи, пиджаки "а-ля 50-е годы", тогда все в пиджаках ходили, рубашки были еще такие нарядные…
Хайтек (втиснувшись): - Изначально "Мистер Твистер" начинали как рок-н-ролльная группа, но - чисто стиляжный вариант. Городской имидж пришел уже потом: с косухами, со всеми делами, когда стали понимать такие вещи. Информации же как таковой почти не было…
Ёж: - Да и кожаных курток не было настоящих. Я имею в виду именно мотоциклетные, а обычные были, конечно. Когда я в армии служил, увидел пластинки "Stray Cats", других. Это потом все это начало в "совке" появляться: сначала через Питер стало что-то проникать, а потом сформировалась новая культура: более жесткая музыка, те же кожаные куртки.
Паша: - Но при этом мы до сих пор иногда выступаем в пиджаках, да и другие люди, играющие более жесткую музыку, phsychobilly, например, тоже могут так одеваться, хотя при этом могут брить виски и тому подобное.
Ёж: - Изначально все пошло из Англии, когда в 50-х местные "рокеры" слушали только американскую музыку и ездили только на английских мотоциклах: Norton, BSA, Triumph. Они-то как раз и слушали Карла Перкинса, Джона Винсента, носили те же кожаные куртки. А еще была мода на мотороллеры, на которых ездили так называемые "моды", которые слушали как раз английскую музыку. Между ними шла реальная война**. А потом этот кожаный образ в той же Англии стал популяризироваться, появился фильм "Wild One" с бешеными мотоциклистами - это уже складывалась вся эта эстетика.

- А что за знаменитая куртка у тебя была? Я читал, что тебе ее в подарок привезли.
Ёж: - Да нет, это не был подарок. Когда-то в "совок", в конце 80-х приезжала такая памятная хрипатая англичанка Бонни Тайлер. Один из моих знакомых обслуживал этот концерт и выкупил эту куртку у кого-то. Это была настоящая английская куртка, вся проклепанная, а сзади был изображен последний сингл Эдди Кокрана. Там много еще было таких нашив: с Чаком Бери, с тем же Винсентом. А чувак этот стреманулся в этой куртке ходить - его постоянно любера отлавливали, время было такое. Так я с ним поменялся на свою, обычную. А потом, когда был в Финляндии, узнал, что куртка такая считается очень стильной и стоит достаточно дорого. Была только одна проблема: я люблю такие "жесткие" вещи, а она мне была великовата. Поэтому потом и я ее сменял.

- А динамики правда с железнодорожной станции снимали?
Ёж: - А, это такие "колокола", через которые электрички объявляли? Было дело, нахулиганили по юности. Тогда вообще аппарат тащили отовсюду: те же цветомузыкальные установки делали из светофоров.

- То есть "Мистер Твистер" изначально - хулиганы.
Ёж: - Ну да, хулиганили, что уж теперь!
Паша: - До сих пор не прекращаем!
Ёж: - Я в милиции перебывал по всей стране, наверное. Даже в Польше умудрился в полицию попасть. Хулиганство было конкретное: выбрасывание телевизоров, разгром номеров. С правоохранительными органами у нас всегда были очень интересные отношения.

- Я видел ваш бытовой райдер, очень скромно: жилье, питание и все.
Паша(посмеиваясь): - То есть там не было пары ящиков пива и двух бутылок коньяка?
Ёж: - Знаешь, все эти штуки - это полное фуфло. Все эти сайты, райдеры делаются только для пафоса, для понтов, чтобы все считали эту группу крутой. Конечно, какие-то действительно очень крутые люди могут себе что-то потребовать. Реальность же - жестока.
Паша: - Вот она, реальность(окидывает клуб выразительным взглядом).

- Помимо каких-то особо крутых площадок типа Лужников, тогда было несколько особенных московских мест, заслуживших тусовочную репутацию: Дом Туриста, ДК "Крылья Советов". И гастролировали вы много. Вы вообще объездили всю страну! Где вы обычно играли и с кем?
Ёж: - В Сетуни мы выступали даже с "Ласковым Маем", было дело. А так, много с кем: с "Веселыми Ребятами", с "Верными Друзьями" работали в Госконцерте, даже с Ободзинским разок удалось. Это сейчас я его слушаю с неким удовольствием, а тогда он был полной развалиной. Долина была еще джазовой певицей.

...Здесь Ёж, конечно, немного прикалывается. На самом деле список коллективов и исполнителей, с которыми в разное время играли "Мистер Твистер" воистину впечатляет. Только немногие: Ария, Черный Кофе, Тяжелый День, Черный обелиск, Зоопарк, Альфа, Круиз, Динамик, Рок-Ателье, Альянс, Примус, Кино, ДДТ, Крематорий, Телевизор, Ва-Банк… Не обошлось и без советской эстрады: от Игоря Николаева и танц-трио Бориса Моисеева до Кати Семеновой и Розы Рымбаевой! Вряд ли найдется вторая такая команда, которая переиграла практически со всеми… На телевидении "Мистер Твистер" появлялись даже в передаче "Утренняя Почта", самой, наверное, прожженой в смысле репертуара советско-эстрадной передаче, причем сюжет был отснят в очень известном тогда месте - в кафе "Времена Года" ЦПКиО им. Горького. Но известность эта - двоякая.

- Кафе "Времена Года" зарекомендовало себя довольно опасным местом: именно там обычно собирались "любера". Как удалось отснять там сюжет, чья это была идея?
Ёж: - Это было немного раньше, 84-85-й годы, когда не было еще такого безумного разгула всего этого буйства, связанного с "люберами", с массовыми драками. Во "Временах Года" был тогда джазовый клуб, я даже принимал участие в его создании. А года с 87-го там сделали дискотеку и место стало портиться с точки зрении "люберецкости". А вообще в этом клубе частенько практиковали живые концерты и место было очень популярным. Там и решили отснять сюжет. Я уже и не помню, какая это была редакция, что за программа, что-то явно московское, по-моему. Сняли, показали…

- В имидже рокабилов неизменно присутствует "Конфедерация". Почему?
Ёж: - Один из самых часто задаваемых вопросов. В первую очередь из-за того, что это флаг местности, в которой родилась эта музыка - Юг США. Только и всего. Первыми этот символ стали использовать опять-таки "рокеры" в 50-е, а уже потом в Америке стали выходить значки с Элвисом на фоне "Конфедерации". Популяризовали же символ именно англичане. И "rebels" тоже, бунтовать - это святое! Все же понимают, что рокабилли - это все-таки смешение стилей, и "белого", и "черного", поэтому какого-то расистского смысла в это не вкладывается. Насколько я знаю, и наши байкеры относятся к нему примерно так же, не подразумевая под символикой расовой нетерпимости, как это встречается на Западе. А в Европе флаг Конфедерации не популярен: если в Америке он подразумевает расизм, то на этом континенте он нередко приравнивается к фашизму. Кстати, ты знаешь, что в Германии, например, мне говорили: чего это ты, мол, ходишь по Берлину с флагом Конфедерации, у нас так не принято… А здесь всем по барабану, здесь это означает совсем другое: максимум - бунт, протест. Не более того.

- Музыка рокабилли частенько исполняется на российских байкерских праздниках. Как так получилось: этот стиль влился в байкерство или все из-за того, что эта музыка все время сопровождала мотоцикл?
Ёж: - Сложилось так, что появление байкерство совпало с появлением раннего рок-н-ролла. Байкеры вообще люди восприимчивые к новой музыке. Им тоже нужно было что-то свое, этим-то и стало рокабилли.

- В 88-м вышла ваша пластинка на "Мелодии", что считалось очень крутым. Как это вам удалось и как вообще работалось с этой фирмой? Все-таки тогда они были монополистами.
Ёж: - Мы тогда работали на очень серьезного человека, Ованеса Мелик-Пашаева, он еще "Черный Кофе" раскручивал, ездили с ними по стране в одной программе. А при "Мелодии" тогда Кальянов, тот, который сейчас блатные песни поет, открыл кооператив. Ованес заплатил деньги. А поскольку мы тогда собирали стадионы, пластинка разошлась тиражом в 1.700.000 экземпляров. Группа с этого поимела что-то очень несерьезное, но после выхода пластинки интерес к нам был огромным.

...Для несведущего читателя подчеркну: пластинка была ВИНИЛОВАЯ. Это значит, что на ее производство был затрачен большой технологический цикл, что стоит совсем не те деньги, как производство кассет или компакт-дисков, которые можно тиражировать на всюду имеющихся дешевых носителях. Здесь изготавливаются очень точные матрицы для штамповки, каждый выпущенный диск по сути - индивидуален, его невозможно скопировать в виде такой же грампластинки, как можно переписать кассету или CD. Полиграфия требуется для большого конверта, а не для маленькой вставки. Плюс большое количество художественных и технологических должностей, работающих на данный проект и требующих зарплаты! Плюс очень не маленький тираж - ПОЛНОСТЬЮ РАЗОШЕДШИЙСЯ. Это(по приблизительным подсчетам) - около пяти миллионов ТЕХ рублей (доллар по госкурсу стоил 68 копеек), да еще и по госценам. Вложено было, конечно, поменьше, но оборот не может не впечатлять. Особенно, если вспомнить, что это был СССР, а группа играла все еще не очень-то рекомендованный рок-н-ролл.

- А позже - "SNC", "Союз"? В "Союзе" сейчас довольно "крокодильские" условия…
Ёж: - Тогда они нас устроили. Просто люди там были сами заинтересованы в выпуске нашей музыки. Мне сложновато обо всем этом говорить, потому что тогда всеми этими делами ведал наш басист-контрабасист Олег Усманов. "SNC" сами на нас выходили, у нас со Стасом ( Примечание: Стас Намин ) давние и хорошие отношения. Мы и на радиостанции у него работали. Это потом все стало потихоньку разваливаться…

- Ну а сама тусовка-то изменилась? Раньше она состояла из весьма именитых людей. Кто вас окружает сейчас?
Ёж: - В силу разных жизненных обстоятельств нас все время окружают разные люди. У меня есть свой круг общения, с кем-то я общаюсь постоянно - с Александром Филиппенко, например. Он вообще большой любитель всего этого дела! Паштета знаю - сына. У ребят тоже какие-то свои круги. Лично у меня знакомых среди богемы большое количество. Жаль, что закрыли отличный кабачок в театре Маяковского, там был интересный контингент: Ефремов-младший, куча актеров…

- То есть сейчас рокабилли - музыка для ниши?
Ёж: - Ты знаешь, рокабилли всегда было музыкой для аутсайдеров. Это - резервация для людей, которые не хотят жить по каким-то определенным правилам, резервация весьма уютная, как мне кажется. Для меня эта ситуация была более чем осознанна: нужно не идти общим потоком, а выбрать свою нишу. Это - хорошая аутсайдерская тусня, великолепное ощущение: ты делаешь что-то не так, что-то поперек, что-то свое и, что самое интересное, у тебя получается. Ты делаешь все наоборот и - находится общность людей, живущих так же, такими же понятиями о своем месте в жизни, которым явно не хватает всей этой мутотени, которая сейчас звучит из радиоэфира и показывается по телевидению. Это - люди ищущие. Мы начинали, когда фактически в стране не было вообще никакого материала нашей тематики, был какое-то ограниченное количество песен Берри, Хейли, Пресли… А рынок появился уже потом.

- А как так получилось, что вы заинтересовались именно рокабилли и ничем иным?
Ёж: - Точно так же, как и Сетцер - через "Битлз". Слышали песни Бадди Холли, того же Перкинса в их исполнении, заинтересовались авторами, потому что заметно, что писали явно не Леннон и Маккартни. Стали спрашивать, искать: кто такие… В любом случае, это совершенно неожиданно и ошеломляюще, когда вдруг натыкаешься на музыку, которой в Советском Союзе просто нет! Это как золотую жилу найти, начинаешь тут же ее разрабатывать.

- А что именно понравилось: бунтарство?
Ёж: - Да вообще - музыка! Во-первых, мне нравится само понятие "свинговость", это то, что присутствует именно в американской музыке 30-х, 50-х - свинг, на этом построено все: от Армстронга до Синатры, да и то же рокабилли. Нравится именно подача, "завод", в печень бьет сильно.

- Кстати, о печени: как с излишествами?
Ёж: - Бывает, что греха таить. Но под заборами не валяемся, никто не спился, слава Богу! Конечно, стараемся себя ограничивать.

- Да-да, помню, был тут на вашем прошлом концерте, здесь же…
Паша: - Так это у меня был День рождения!
(Дружный хохот).

- Вопрос тогда к Паше: что за проект "Smoking Bulldozers" и чем он отличается от "Мистер Твистер"?
Ёж: - Все, с "Мистером Твистером" закончили - я ушел! (Уходит).
Паша: - "Smoking Bulldozers" - это параллельный проект, мы играем в нем с Лехой и с барабанщиком из "Каберне Денев", там музыка, программа более разнообразны.
Леха: Рокабилли - это же еще и разные стороны "нео", "phsychobilly", джаза, всего поненемножку…
Паша: - То есть "Мистер Твистер" - это группа, придерживающаяся традиций, а вне ее мы позволяем себе от них отходить.

- Что повлияло на решение создать подобный проект?
Паша: - Да наверно более всего повлияла молодость. Вот - Ёж, он просто уже привык с своей музыке, а нам с Лехой охота поэкспериментировать.
Леха: - Мы просто хотим попробовать себя и в чем-то другом, посмотреть, что мы еще можем.
Паша: - Мы же не собираемся залезать куда-нибудь в хэви-металл, поскольку мы этого делать не умеем. Нас интересуют те стили, которые находятся вокруг рокабилли.

- Паша, помнишь, на Байк-Шоу прошлым летом ты довольно резко выговаривал кому-то о "Smoking Bulldozers" и о "Мистер Твистер"?
Паша: - Так правильно, все, кому не лень, там говорили: был, мол, раньше "Мистер Твистер", а теперь это - "Smoking Bulldozers". Ни фига! "Мистер Твистер" жив и продолжает жить, а "Smoking Bulldozzers" - это проект, где мы в свободное время отводим душу, играем песни, которые не подходят в рамки "Мистер Твистер".

- Тусовка любителей phsychobilly достаточно компактна. Кого собирает "Smoking Bulldozers" на свои концерты, какую-то узкую среду?
Паша: - Да нет, на концертах бывают самые разные люди, которым было бы интересно послушать такой "расширенный вариант" "Мистер Твистер", несколько другую музыку.
Леха: - Тусовка одна и та же. Кому нравится что-то большее, чем "Твистер" - те приходят на нас. Какие-то друзья старые, которые раньше не очень хорошо знали, что мы, собственно, из себя представляем, тоже теперь приходят именно на "Smoking Bulldozers".

- К примеру, Брайан Сетцер поиграл долгое время со "Stray Cats", а потом собрал более масштабный проект - "Brian Setzer Orchestra", который играет теперь более эстрадную "пляжную музыку для серфинга". Не было желания сделать что-то подобное: большое, глобальное?
Леха: - Абсолютно не было! Мы играли несколько раз с оркестрами: в Рыбинске, в Мурманске, но лично я так думаю - не наше это. Зачем? В той же Москве столько групп играющих свинг, в том числе и оркестров! Зачем уподобляться еще кому-то? У нас есть своя "фишка", которую вырабатываем именно мы - и все!
Паша: - Но вообще с оркестрами работать было прикольно. Поступило, к примеру, предложение: давайте что-нибудь сделаем вместе. В оркестрах этих, в Мурманске и Рыбинске, было человек двенадцать-семнадцать. И вот, мы высылали им наши записи, а они их перерабатывали и расписывали партитуры. Это было интересно и им, и нам, но все же это был именно эксперимент, не более того.

- А как вы оцениваете "Пижонов"? (Примечание: "Пижоны" - нынешний проект Олега Усманова).
Паша и Леха (в один голос): - Никак!
Паша: - На самом деле просто не слышали еще…
Леха: - А то, что слышали, было давно и - неправда!

- Раньше "Мистер Твистер" вовсю сравнивали с "Браво", в газетах писали, что дескать группа "Браво" играет "наш аналог американского рок-н-ролла - советский твист", а "Мистер Твистер" - западное рокабилли…
Паша: - Да, действительно, раньше был такой лозунг вокруг всех этих "стиляжных" дел. А в итоге "Браво" ушли от рок-н-ролла вообще. У них там вообще что-то странное творилось: сменилась целая куча вокалистов, да и в состав музыкантов менялся неоднократно. А "Мистер Твистер"… не сказать о нас, что мы сами кого-то меняли! Но всегда придерживались именно рокабилли!
Леха: - "Браво" всегда были ансамблем хорошей попсовой музыки. Они развивались, начали с рок-н-ролла, а потом, поменяв всех этих солистов, музыкантов, Хавтан создал что-то свое. Эту-то музыку он и играет сейчас, причем основной своей музыкальной фишки он придерживается всю жизнь. То есть "Браво" ушли куда-то дальше, а мы играем то, что нам нравится, мы идем в нашей колее. "Мистер Твистер" всегда был и будет рокабилльной бандой!

- И что, с "Браво" больше не контачите?
Леха: - Почему? Контачим постоянно. Но просто у них - свое и у нас - свое.
Паша: - Даже "Smoking Bulldozers" - не исключение, потому что при всех наших экспериментах (например, при замене контрабаса на бас-гитару, при какой-то примеси панка), мы все равно остаемся той же командой. А "Браво"… не хочу никого обидеть, но их теперешний удел - поп-музыка.

- Каково отношение к современному шоу-бизнесу?
Паша: - Никакого!
Леха: - Мы в нем просто систематически не оказываемся! Наверное, там хорошо!
Паша: - Мы сами себе принадлежим. У нас директор есть.
Леха: - В шоу-бизнесе все уже давно кем-то захвачено. Это - не наш профиль, нас туда не зовут и слава Богу! Мы же играем в соответствии с именем и возможностями в тех местах, которые можем себе позволить, играем за определенную цену. Нельзя конечно сказать: там-то играть не будем - все-таки это наша работа. Выпали мы как-то из шоу-бизнеса.
Паша: - Никого не упрашиваем сами.

- Помните, было время, когда наши музыканты было потянулись на Запад: Варшавский уезжал, Гаина уезжал, другие тоже... Все-таки рокабилли - музыка американская, не хотелось по этому поводу попробовать себя именно "там"?
Леха: - "Мистер Твистер" пытались уехать на гастроли в Америку в 1991-м году, но что-то там вовремя не сложилось. Зачем? Там своих таких - девать некуда!

- "Мистер Твистер" заставляли бороться за мир во всем мире?
Паша: - Давай, вот давай лучше сразу забудем этот вопрос!
Леха: - В песне "Арбатский шаффл" присутствуют какие-то фишки про перестройку, но не более того. Хотя, тогда многие думали именно так. Мы всегда целенаправленно были вне политики! Как хотели делать песни, так и делали.

- Сейчас рокабилльных команд довольно много. Как вам средний уровень музыкантов?
Паша: - Уровень растет и это не может не радовать. Хорошо, что они есть! Из московских выделил бы "Beat Devil", мы с ними постоянно играем. С тусовкой все в порядке.
Леха: - Самый справедливый суд - время. Пускай команды подержатся лет пять-семь, тогда и станет ясно, на что они годны. Это испытание необходимо. Есть много талантливых людей, которые играют достаточно хорошо, появляются и быстро исчезают. А "Твистер"…такой другой команды, которая так долго играла бы рок-н-ролл, больше нет в стране! Двадцать лет! А что будет потом - никому не известно.

- Как вы думаете, что побуждает сейчас молодых людей схватиться за гитары и играть именно рокабилли, а не, скажем, что-то вроде "Limp Bizkit"?
Паша: - Этот вопрос задают, наверное, все кому не лень: почему именно рокабилли? А кто говорит, что "Limp Bizkit" - это плохо? Главное, чтобы у тебя к этому душа лежала! Почему рокабилли? Потому что нравится.
Леха: - Хочешь играть рок-н-ролл - играй! У всех что-то к сердцу прибивает: это - хорошо, это - плохо. Если тебе хорошо - будешь развиваться дальше. Этот выбор каждый человек впитывает с молоком матери. Мозги-то у человека на что? Нельзя говорить, что "рок-н-ролл - выше", нет. Как ты настроен, так ты и воспринимаешь. Хочешь играть какую-то другую фишку - тебе никто не мешает.

- Как будете отмечать двадцатилетие?
Паша: - Как минимум - грандиозно! Без ложной скромности.

Во время этого и других разговоров с "твистерами" меня не покидало сильное, но не очень осознанное, ускользающее ощущение. Только через день, будучи на их другом концерте я понял, что меня волновало. Они же вроде давно не те молодые люди, хулиганы "без царя в голове"! У каждого из них куча проблем, в том числе и помимо группы. "Мистер Твистер" и сейчас много разъезжает, как с традиционными гастролями, так и выступая на крупных байкерских праздниках по всей России и пересекая ее границы. Этим-то как раз не удивить: группа пользуется спросом и это потрясающе!

Но, разговаривая с этими людьми, я понимал: в разговоре, в жестикуляции, в построении мыслей совершенно четко проглядывается возраст. "Не мальчики уже, надо понимать!" - сказал как-то Ёж, когда мы сидели и говорили на тему байкерских фестивалей: о разном качестве организации этих праздников, о том, что за готовностью одних платить группе гонорары и выполнять скромный райдер скрывается нормальное, человеческое отношение, а за стремлением других получить группу даром, основываясь на каких-то "братковских" призывах, стоит элементарное неуважение, выражающееся в постыдной экономии на музыкантах. Нет, они все равно могут приехать и выступить. Но, к примеру, в зажравшейся Москве им не очень-то интересно: клубы - пусты. Не в смысле публики, с этим полный порядок. Содержания в клубах нет, атмосферы, просто - пустая оболочка, банальная "площадка" для выступления кого угодно по принципу "чего изволите"… "...Понимаешь, на периферии люди все еще голодны на музыку, - говорил Ёж - они подрываются делать какие-то мероприятия. Вот мы недавно ездили в Ростов - отличное ощущение! Были в Саратове у тамошних байкеров: отличный концерт, прекрасные условия, классный аппарат, потом поиграли по сети местных клубов. И где они только деньги берут на все это? Сразу видно: людям это надо!"

…А потом они дали рок-н-ролла, дали его в своей обычной манере - сходу, единым рывком, оторвавшим задницы от стульев. Буквально за минуту до этого: неспешный тихий гомон посетителей клуба, сонная атмосфера… и вдруг все резко меняется, за один взрывной миг! Возраст с музыкантов слетел мгновенно: они так же пели в три голоса, контрабас задиристо бумкал и щелкал, гитара была пафосно-красивой, даже - шикарной, а за барабанами скакал Ёж, причем энергии в нем было столько, будто ему на самом деле вечно будет двадцать лет! Это было потрясающее впечатление: я ловил себя на том, что посещаю уже их третий концерт за месяц, а скучно не становится, более того, я как бы брал реванш за те годы, в течение которых я не ходил именно на их концерты. Видел их урывками в телевизоре, читал о них в прессе, заставал в каких-то крупных сборных концертах, где они играли по нескольку песен. Слушал и записи, конечно, но ощущая эту их бешеную энергию "живьем" неожиданно понял, что это не они годы потеряли. Это время теряют те, кто не понял самого главного.

Когда я вижу совсем молодых, ничего еще не представляющих из себя, юнцов, которые не утруждают себя научиться играть на гитарах хотя бы до нормального уровня: без грязи и лажи, но при этом они начинают считать будущие доходы - меня начинает тошнить. Сколько талантов растрачивает себя на кабаки, на сомнительные мечты попасть в сомнительный шоу-бизнес любыми средствами, лишь бы присосаться к кормушке!

Я видел, как распалась очень любимая мной группа "Медведь-Шатунъ", гитарист которой пафосно ушел прослушиваться к Земфире, хлопнув дверью, на прослушивании провалился, а когда его не приняли назад - вовсе бросил музыку. Он НИЧЕГО так и не понял. Он просто был НЕ ТЕМ человеком.

Чтобы понять главное - нужно взглянуть на "Мистер Твистер". Они - именно ТЕ, потому что они не просто хорошо играют свою любимую музыку, не просто пишут красивые, добрые песни, щедрые на положительные эмоции. Они действительно живут этим, они дышат рок-н-роллом, они посвятили этому себя. А юбилей - это просто клевая, круглая памятная дата, повод для разудалого праздника. И возраст тут совсем не при чем!

Дмитрий Гурыч, 2005

НА ГЛАВНУЮ

СТАТЬИ

наверх

*- "любера" и помогавшие им "ждановские" носили свою традиционную одежду: клетчатые кепки, опять же клетчатые широкие штаны, куртки и шарфы. Не факт, что вся их одежда была клетчатой, это могла быть только кепка, но толпу "люберов" опознать было весьма просто. Непросто было ей противостоять. Показательно то, что милиция присутствовала вне стен ДК, сидя в трех или четырех канареечно-синих УАЗиках, которые просто сопровождали разгромленную толпу интервентов, не решаясь вмешаться. Пара ментов осталась составлять протокол, но концерт отменен не был - на него абсолютно легально было продано много билетов, поэтому дело как бы замяли. На полу ДК осталось несколько десятков клетчатых кепок, которые и были предъявлены блюстителям порядка. Уже потом, возвращаясь домой, мы всю дорогу спорили: была ли эта акция спланированной с негласного одобрения "серых братьев" или же их кто-то типа вовремя вызвал… назад

** - классический образ "рокабилльщика в косухе", коими были и "Мистер Твистер" как и явно повлиявшие на них "Stray Cats", происходит от молодежного движения "rockers" в Англии, имевшее место в 50-60-х. Молодые люди из неблагополучных районов садились на тяжелые мотоциклы, одевались в черную кожу, узкие брюки и тяжелые ботинки. Враждовали с "модами", молодежью обеспеченного среднего класса, которые ездили на мотороллерах и одевались в духе понятных нам стиляг. "Рокеры" слушали рокабилли и рок-н-ролл. Впоследствии многие музыканты примеряли мотогардероб, но окончательную точку в имидже рокабилльщика поставили "Stray Cats", необычайно популярные в Англии в 80-е, которые всегда были "косушными хулиганами", хотя "стиляжные" пиджаки также иногда разбавляли их "кожаный" вид. Они же опять ввели в обиход прическу "кок", которая колоритно выглядит даже с майкой и джинсами, недвусмысленно говоря о музыкальных вкусах обладателя. назад

ГЛАВНАЯ ФОТО МУЗЫКА ГУРЫЧ ДУЛЯ СТАТЬИ СТИХИ, ТЕКСТЫ ПАРОДИИ КОНТАКТЫ