Другие статьи о The Global Battle Of The Bands:

наверх

01-12-2005 17:02, сайт www.rockmusic.ru, ссылка на страницу - здесь.

"Linkin Park" - ум, честь и совесть русского рока?..
(Конкурс "The Global Battle Of The Bands-2005" в клубе "Б2")

Примечание: Статья дается в отредактированном виде. Название статьи также отредактировано редакцией Rockmuic.ru. В оригинальном названии нет ничего о русском роке и Linkin Park'е...

Сразу, в лоб: что отличает "GBOB-2005" от прошлогоднего конкурса? Мне показалось, что на этот раз интрига была значительно меньше, хотя интерес к мероприятию несомненно повысился. Показательно, что на этот раз акция вызвала интерес некоторых телекомпаний - хотя в составе жюри явно не хватало представителей от шоу-индустрии: от рекорд-компаний, от продюсерских центров, не хватало заслуженных работников музыкально-информационного рынка. Как заявил со сцены клуба "Б2" Ник Рок-н-ролл, ведущий конкурса: "Мы пригласили Артема Троицкого, он сказал, что записывает альбом и не может приехать, и, как всегда делает в таких случаях, он передает всем большой привет..."

Весьма уместным было бы присутствие Олега Нестерова, который входил в жюри прошлого года, однако его тоже не оказалось. То ли он чересчур занят, то ли прошлый конкурс не произвел на него впечатления. Зато присутствовали музыканты: Армен Григорян, Сергей Воронов, Александр "Чача" Иванов. Это - проверенные временем люди, заслуженные деятели рок-сцены... Но есть одно "но": они самоопределены в музыке своими собственными стилистическими рамками, они неизбежно приветствуют тех, кто разделяет с ними жанр и стиль. Музыкант необъективен, в первую очередь, потому, что он уже выбрал определенный стиль, который представляет сам. Поэтому не было ничего удивительного, что тот же Армен Григорян периодически выходил с "балкончика" жюри в спецкомнату за "балкончиком". Думаю, что популярные ныне направления (всякие брит-попы, ню-металы, альтернативы и т.п.) были ему не очень интересны. Сергей Воронов - блюзмен. Он хоть и арт-директор "Би-Би-Кинга", но в первую очередь - музыкант. В одном из интервью он как-то сказал, что совершенно не интересуется "попсой" - не хочет-де портить вкус. Но - те же подражатели "Linkin Park" или "Motley Crue" у него также могут быть ассоциированы с "попсой", даже при его симпатиях к "Rammstein". А копиистов на этом конкурсе было до фига, если честно...


ПОЛУФИНАЛЫ

Это - для стойких. Количество никакой музыки и музычки "на троечку" было примерно равным и составляло две трети, если не три четверти. Абсолютно неудивительно, что из пятнадцати групп каждого дня выбирали три - по большому счету половина участников вряд ли выступила бы в том же "Б2", кроме как в составе данного конкурса - очень много было откровенно недоделанной, скучной, слизанной музыки, частенько попадалась просто плохая игра, никакое шоу, вялая подача. Подавляющее большинство участников были откровенными непрофессионалами и любителями. Но были и редкие яркие пятна. Их было очень немного, поэтому выбор финалистов особого труда не составил.

В первый полуфинальный день творился какой-то кошмар. "Stereo Сигнал" ярко продемонстрировал "питерский" акцент: русские внятные тексты (хорошая дикция!), но вокал больше "тройки" не заслужил - типичный "молодежный непоставленный". Группа "Контур" из Гомеля показала, чего делать не надо: снова слизанная линкин-музычка с тяжеленькими гитарками и вялыми приседаниями - опоздали на пяток лет явно. Столичные "КРИК" играли в 2004-м и у них был год времени для работы над ошибками. Итог этой работы был похож на попсовый вариант "Гражданской обороны" со смазанными подпевками и скомканным саундом. "Городская Культура" (Москва) выглядела неплохо, но ввиду излишней "русскости" текста и слабеньких рефренов теряла все шансы на продолжение банкета, несмотря на динамику.

"Divers" - тоже московских - не спас ни клавишник, ни молодой задор, ибо копирование "Limp Bizkit" не катит уже несколько лет. Это стремление к копированию модной недавно молодежной музычки просто удручает: неужели кто-то рассчитывает поразить Запад тем, что пришло оттуда же и что тамошняя публика давно переварила? В лирике молодежных копиистов данного конкурса настолько много политкорректности, что задаешь извечный рокерский вопрос: за что боролись? За содранную музыку при никаких текстах? За "позитивные" рефрены вроде "Я так хочу, чтобы лето не кончалось никогда" или "Самый замечательный день"? Последним невыразительным словосочетанием не поразила группа "Ra" из все того же словесно-прикладного Питера, выдав знакомый четырехаккордный русскорочный капустник. Из всей массы выделялись, наверное, именно будущие финалисты, потому что на общем фоне и звучали и выглядели лучше. Московская группа "Ангара" выдала качественную сыгровку, хорошую ритм-секцию, некоторые звучащие намеки на "Rolling Stones" или даже "Ramones", хотя, по большому счету, мне они показались более "неформальной" версией группы "Звери". Что же касается двух других групп первого полуфинального дня - "Life-n-Joy" и "Последний Приют", то они имели ярко выраженные блюзовые корни, хороших вокалисток и вышли в финал совершенно заслуженно - в первую очередь из-за качества музицирования и отличной подачи.

Второй полуфинал был совсем немного менее скучным. Группа "Индиго-Дива" приятно удивила некоей схожестью с "Siouxie and Тhe Banshees", что в нынешние годы увлечения бабско-американовской попсой ностальгически приятно. Группа "Beermen Game" вызвала непонятки: я много раз слышал их на байк-слетах, они играли шумные, заводные, тяжелые стебовые песни, а тут выдали не свойственный им "сурьезный" репертуар, что, уверен, сбило с толку и их самих - обычно раскованные люди выглядели попавшими на литовку текстов в "рок-лабораторию" 80-х - не хватало их обычного бесшабашного веселья.

Группа "Игрушки" (Северодвинск) запомнилась необыкновенно тяжелой и затянутой паузой перед выступлением, когда музыканты прямо на сцене довольно долго настраивали звук и инструменты. Уж сколько раз твердили миру: для всего этого есть время ДО выступления, есть даже такие приборы как тюнеры или камертоны, необходимые для того, чтобы потом просто подключить настроенные инструменты! Можно заранее высказать пожелания звукооператору, не надо лениться сходить на пульт! Паузу неумело заполнял вокалист, довольно скованно и нудно рассказывающий, что группа позитивна, играет "позитив-рок" и все такое. При этом он особо позитивно делал пассы в сторону "уважаемого жюри", перепутав, правда, поначалу балкончики, чем привел в кратковременный восторг тот балкончик, где жюри как раз не было. Но, зазвучав, "Игрушки" стали похожи на рокапопс-вариант "Ласкового Мая", выдав, опять-таки, что-то "линкинпарковское" вторым номером. Очевидно и радостно то, что брит-попный и прочий всякий ню-металовский копиизм молодеет и смещается на периферию - значит в музцентрах России внимают не только MTV.

Хотя, еще одни мои знакомцы - группа "Ключевая" - после пятиминутной настройки выдали настолько банальный Русский рок, что челюсти просто свело! Два ощущения владело организмом: систематическое чувство неверия поющему (неубедительно как-то он преподносил гибрид сурьеза и словесной попсы на припевах) и панический страх загруза, ибо вторую их песню не менее уныло спели бы и какие-нибудь рокапопс-пораженцы вроде "Би-2". Народ откровенно скучал, приветствуя только "своих". Группа "Perfect" выдала раздолбайский глэм в духе "Motley Crue", играя и спивая неплохо, но их прямое копирование американского оригинала запоздало лет на пятнадцать-двадцать. Группа "Scarlett Dazzle" просто сломалась прямо на сцене: начав с милой осовремененной дорзятины, где было мало слов и много неплохой музыки, второй песней просто все уделали - барабаны выдавали "горох" и "кастрюли" (это когда барабаны напрочь "сажают песню" бессистемными акцентами и обилием тарелок).

На третий полуфинал я просто не пошел - в знак тихого протеста. В конце концов, слушать ВСЕХ - компетенция жюри. Мне просто стало некомфортно при мысли, что, вероятней всего, я увижу и услышу всего несколько по-настоящему достойных групп. Никогда не понимал и не пойму нескольких вещей. Первое: зачем лезть на западный конкурс с содранной музычкой, модной, к тому же, лет пять назад? Второе: неужели так сложно поработать над вокалом, чтобы он не был откровенно похож то на "HIM", то на "Offspring", то на безликую массу западной попсы в общем, и вездесущий брит-поп в частности? Неужели надо добровольно терять свое лицо, чтобы быть на кого-то похожими? Третье: неужели тяжело написать нормальные тексты, которые не были бы политкорректной эстрадно-рокапопсовой муйней, чтобы в словах кураж был? О, где вы, поэты? Но это так, риторика. И четвертое: некоторые вокалисты настолько вымучивали из себя английские слова, что становилось понятно - написаны песняки непосредственно для данного конкурса.

Именно в этом месте стоит вспомнить напутствие Севы Новгородцева группе "Salvador", приехавшей в Англию в прошлом году. Он посоветовал им не выделываться и петь по-русски, от сердца. А если можешь сделать это на языке Шекспира - отлично. Зритель всегда чувствует вымученность и неискренность. Ох уж эта вечная тяга россиян к особому, "экспортному" варианту, рассчитанному на "ненашего" зрителя! На обоих прослушанных мной полуфиналах были такие группы и они были похожи друг на друга, но ни одна из них не походила на победителя - сыростью и какой-то обреченностью... При этом настойчиво приходили на ум "Life-n-Joy" - отличные музыканты, полный порядок как с языком, так и с вокалом в целом. Жаль, что это - редкая удача... Но - о них чуть позже.


ФИНАЛ

Финальная часть конкурса показала, что не все финалисты в равной степени стабильны. Откровенно "не очень" в финале выступила группа "Абвиотура" (Москва - Ростов-на-Дону), которая, впрочем, заняла в итоге третье место. За их четырехаккордным роком проглядывалась электронная подкладка, но на сцене клавишника не было видно. Неужели же "фанера", пусть и "минус-группа"? А как же принципиальное стопроцентно "живое" звучание конкурса? Или клавишник специально за кулисами спрятался? Их песни напомнили "Алису" с русофильскими текстами и жизнеутверждающими перлами вроде "ой, да ничего не надо". Собственно, ничего группа и не получила - третье место - считай что никакое. Занявшие вторую позицию "Мои ракеты вверх" показались не ахти какой брит-попово-гранжовой копией, их вокалист явно не дотягивал до Кобейна, особенно ввиду какой-то тусклости вокала. Музыканты вяленько приседали с гитарками, как это принято в данном жанре, паузы между песнями были вообще никак не заполнены, а уж тем более аплодисментами, если не считать некоторое количество жидковатых хлопков. А еще они долго строились в начале, несколько утомив публику - болезнь общая для многих. Впрочем, когда группа начала играть - без выдумки, без задора - откровенно захотелось зевать. Но - у этой группы очень хороший ударник! В целом, именно ритм-секция звучала слитно. Но - отсутствие новизны и свежатины испортило все впечатление...

Среди финалистов-аутсайдеров, находящихся ниже третьего места, можно выделить несколько команд, на мой взгляд, более достойных и просто... разных. "Последний приют" порадовали динамикой, хорошим женским вокалом, но выступили они несколько скомкано, в полуфинале все у них было лучше и выглядело постабильней. "Ангара" разачаровала первой же песней, где рефрены "доброе утро" и "вставай!" хотелось заменить на "рычаговский" "Wake up", ибо лично меня те же "Rage Against The Mashine" бодрят куда лучше, нежели довольно прилизанные песенки про любовь, еще раз напомнившие группу "Звери" ненапряжным саундом. Для финала можно было бы подобрать что-нибудь побойчее, нечто боевое. Вокалистка "Индиго-Дива" зачем-то раздала в зале тлеющие сандаловые палки, что привело бы в восторг разве что пару хиппушек с Арбата, но изрядно затянуло все ту же паузу в начале. При этом, опять-таки, выглядели они намного более вяло, чем в полуфинале, не спас и мегафон на другой их песне, который напрочь убил вокал и оставил чувство непонимания молодежного творчества. Хорошо выступили "Oxygenic", их песни откровенно порадовали, особенно приличным панковским вокалом - с драйвом, с энергетикой. Не понимаю, почему жюри их никак не отметило...

Лично у меня с самого начала не вызывало никаких сомнений, кто поедет в Лондон в этом году. "Life-n-Joy" выдали мощное шоу, с бешеной динамикой. Вокалистка Оксана Кочубей была явно на высоте как по качеству вокала, так и по пластике. Кроме того, английский язык в ее устах звучал вполне естественно. В музыке чувствовался класс исполнения, полноценная работа аранжировщиков. Блюзовые фишки разумно сочетались с пост-панком, фанком, с хардовыми ходами, гитаристу не приходило в голову играть стандартные запилы в стиле 70-х, коими грешит каждый второй рок-гитарист. Безусловно, "Life-n-Joy" были вне конкуренции! У них просто не было соперников, равных по уровню.

Закончить обзор проведения конкурса хочется определенным взвешиванием составляющих успеха. Дело в том, что "Life-n-Joy" играли на "THE GLOBAL BATTLE OF THE BANDS-2004" и тогда только "Salvador" смогли их остановить. Конечно, они запомнились и зрителям, и прошлогоднему жюри, и группе "Salvador". Около половины членов жюри этого года заранее знали, что представляет из себя Оксана Кочубей и ее группа. Но я не стал бы говорить о том, что победа им была уготована заранее, что существовало некое лобби именно в поддержку "Life-n-Joy". В этом просто не было нужды. Беда всех остальных участников именно в том, что они были откровенно слабее. Не знаю, о чем ожесточенно спорило жюри - об этом сказал Ник Рок-н-ролл, выйдя во время обсуждения на сцену и затянув паузу перед оглашением итогов - на мой взгляд, спорить можно было только о местах, начинающихся со второго и ниже. Отчасти это расстраивает - интриги лично для меня не было, после второго полуфинала я мысленно уже поставил "Life-n-Joy" на первое место. Жаль, что не было тотализатора, хотя много я не выиграл бы - будущих победителей поддерживало пол-зала. И я не верю, что эти пол-зала и жюри - сплошь друганы и "свои люди". Дело совсем в другом - в музыке.


ВЫВОДЫ

Конкурс GBOB отметил годовщину и прибавил в весе, что не может не радовать. Количество участников увеличилось и возможно в этом - очередная проблема. Если их будет слишком много для единой московской финальной стадии, то данному российскому филиалу предстоит отпочковывать представительства в других городах. Это и хорошо и плохо. Вызывает опаску возможность привлечения спонсоров: количество ответственных работников повысится, что повысит риск корыстного интереса определенных промоутерских кругов, которые могут захотеть "подмазать" мероприятие с целью делегирования своих протеже. Но, с другой стороны, если их заинтересует именно GBOB, то никто им не помешает просто профессионально подготовить своих любимцев, ибо итоги показали, что любителей можно практически сразу оставить за бортом. С молотка, конечно, такое хорошее начинание не пойдет, но если оно разрастется в российскую глубинку и обретет прочный статус - ждите богатеньких гостей. Это не всегда плохо ибо спонсоры всем нужны. Но если GBOB в России примет их помощь, то он автоматически становится предприятием, когда уже есть, что делить - возникнет побочный (или, на самом деле, главный) рынок сбыта музыки - сама же Россия. В этом свете хочется пожелать организаторам блюсти чувство вкуса и держать столь же высокую качественную планку музыки, потому что с таким отбором никакая гнилая попсня через GBOB не проникнет даже на наши родные просторы.

А победителям "THE GLOBAL BATTLE OF THE BANDS-2005", группе "Life-n-Joy", хочется пожелать удачи, везения и отличной формы там, в Лондоне. Они сразятся со многими, чтобы стать первыми. Иные цели попросту не катят.

Дмитрий Гурыч, специально для РокмЬюзик.Ру

ГЛАВНАЯ ФОТО МУЗЫКА ГУРЫЧ ДУЛЯ СТАТЬИ СТИХИ, ТЕКСТЫ ПАРОДИИ КОНТАКТЫ