Гурыч, Львиная Дуля. Официальный Сайт: афиша, стихи, музыка, mp 3, концерты, ненормативная лексика, статьи, фото, форум, музыканты, поиск музыкантов. При перепечатке и некоммерческом использовании материалов сайта ссылки на данный сайт и авторство обязательны. Любое коммерческое использование любых материалов сайта без разрешения авторов запрещено. Адрес сайта - www.gurich.ru. © ® Гурыч, 2005. Все права защищены.

GBOB 2006 Russia: Восхитительная форматная прозрачность.

Данная статья была написана за две недели до финала в Лондоне. После проведения последнего произведена редактура в соответствии с результатами. Большая часть материала написана ДО финала. Но, на всякий случай, я выделил жирным курсивом некоторые последние абзацы, написанные уже потом, после ...

Все фото взяты с российского официального сайта The Global Battle Of The Bands

Традиционное брюзжание по делу и вредные советы.

Ну вот, третий фестиваль "The Global Battle Of The Bands" стал историей. Победителем российской "Битвы" стала группа из Казани «Большой Куш». Неплохая команда, но она, что называется, стандартна. Ребята играют очень хорошо, спору нет. Вокалист тоже весьма недурен – это да. Но творчество казанцев – копирочно, это очередной отечественный бритпоп-аналог современных модных групп, "черпающих вдохновение" в каких-то очередных "U 2" или "INXS" , что, впрочем, стало уже стабильной модой и на самом Западе. Думаю, что стоит говорить даже о третьей копии, потому что нынешнее поколение молодых российских музыкантов "находится под впечатлением" уже впечатлившихся современных западных рокапопсеров-иноземцев-подражателей-в-свою-очередь, пластинки которых слушает молодежь. Просто на Западе такая музыка элементарно быстрее тиражируется и становится частью успешного шоу-бизнеса. А пример заразителен.

Возможно именно поэтому наши музыканты не произвели существенного впечатления на лондонское жюри. Фактически в Лондон привезли копию, пусть и великолепно исполненную. О двойных стандартах забывать не стоит, но, как лично мне думается, дело тут как раз в российской порочной практике "интеграции" с мировой системой и как следствие - с мировой музыкой. Но одно дело - "работать в жанре"(неизменно опаздывая на пару лет), а другое - произвести реально новое явление. В этом году России это не удалось. Поэтому большая часть материала - именно о российском этапе. Ибо о Лондоне рассказывать, по сути, нечего. И очень жаль.

Часть I: Российский этап конкурса.

Разговоры о том, правильный ли, честный ли выбор сделало жюри – бессмысленны. Соответствующие форумы и комментарии фанатов неизменно гундят о несправедливости судейства, потому что их любимцы не победили. Это своеобразный посттравматический синдром, причем разорения эти несколько наивны. Лично я вообще не верю в победу команды из России! Во-первых, ну не дадут нам победы, не предусмотрены русские среди победителей, понимаете? Любое европейское дело на нас не расчитано, это уже должно бы стать понятным, исходя из трехсотлетнего плотного общения с Европой, ей от этого нет никакой выгоды. Европа сотнями лет противопоставляет понятия Россия и Запад, на этом воспитаны поколения, пусть это и предрассудки, пусть и комплексы, но они - как минимум обоюдны, а не присущи только "российскому империализму". Во-вторых - сама музыка, ихняя же и нами переработанная - моветон-с. Об этом ниже. Так что лично я дальше русского этапа и не гляжу - розовые очки молодежного позитивизма на мою репу не налезают. Так вот, о жюри - российском. Жюри было вполне объективно с точки зрения самого жюри, с точки зрения форматных организаций, которые данные люди частично представляли. Да и если учесть преобладание в программе музыки с современными молодежными модными тенденциями – все становится вполне закономерно. Иначе говоря: если Вы обвините жюри в необъективности, то будете неправы, оно вполне имеет право удивленно вылупить глаза с тезисом "о чем это Вы?". Понимаете, каков поп*таков и приход. Каков конкурс – таково и жюри. И в этом нет ничего нового. Другой вопрос: как мы дошли до жизни такой…

Что пугает и пугает не по-детски: формат плотно вошел в GBOB. Сколько бы не говорилось на тему "свободности" и "объективности", стоит помнить, что эти свобода и объективность изначально-то существуют в определенных рамках, а уж теперь, когда в приглашении судействующих лиц явно видится традиция причастности части их к звонким СМИ и шоу-бизнесу… не надо наверное и говорить, что российский шоу-бизнес и новизна – вещи не зависящие друг от друга. Тем не менее, кто же определяет жанровые рамки конкурса? Да жюри и определяет. И это не злокозненный процесс, это естественный слив именно форматных наработок. Не верите? Давайте составим суммарный портрет из трех победителей "Джибобов" с 2004 по 2006 гг.

Итак, шансы группы на победу в GBOB повышаются, если:

  1. Группа молода, в смысле: по возрасту музыкантов. Это и понятно – молодежь предпочитает переться от либо представителей своего поколения, либо чуть постарше. 25 - уже пахнет старостью, 30 - почти мумия. От молодых исходит больше эндорфинов, секса, даже сленг влияет, хотя мало кто его использует по-настоящему (а зря!). Если же на сцене дядьки под сорок… нафига от них переться, если вокалист не скачет как угорелый, тексты не приджампованы, если надо вникать, а не просто долбить ластами? Тем более в наш век массово привития потребительских ценностей вчерашним детям с еще не закостеневшим мозгом. Большинство публики воспринимает зажигалово, именно оттяг, а подавляющее большинство дядек склонны к порождению нетленки(поэтики, экспериментов в музыке и т.п.), они уже напрыганы в свое время. Отсюда и непонятки.

    Возможно, что экспериментированию подвержены не только дядьки но и какая-то часть музицирующей молодежи... Так ведь таких на конкурсе просто не было. Были попытки экспериментов "в жанре" - вроде "Umbela", но такая музыка давно уже есть, ее просто мало в рамках именно этого конкурса. В конце концов, в музыкальной истории навсегда угнездились "Dead Can Dance", раз и навсегда всем показавшие, как надо играть этнику "восточного" типа для западных ушей. После них остается только "привносить фишки" в попс. Работать, типа, в жанре ... Именно этим "Umbela" и запомнились, но явлением также не стали.

  2. Группа играет модную музыку, но желателен именно "западный", даже евро-уклон, он легче всасывается. Единственное ярчайшее относительное исключение - "Salvador", позапрошлогодний победитель, пока недосягаемый пример "успешности в GBOB" для остальных. Но и здесь мы видим вполне "обальтернативленное", прифанкованное "латино", что всегда пикантно в европейском сознании. Как, кстати, и упоминавшийся междометийный сленг из американизированных слов-присадок типа "ноу", "ёу", "джамп", "сайко-мэн". Лучше же всего, чтобы плотнее входить в форматность конкурса, чтобы быть в "середнячках", бацать что-то типа того же брит-попа с альтернативно-тяжеленькой гитаркой на усилениях, как в том же замусоленном "Линкин". "Life ' n ' Joy", победители прошлого года, при всех их талантах играют помимо блюзовых прибабахов все тот же западный молодежный фанк, хоть и с элементами блюза и джаза.

    Нынешние победители, "Большой Куш" еще более откровенны в евро-ориентации музыки. Я даже не выделю в них какое-либо качество, НЕ свойственное этому молодежному музпоп-явлению. Они хорошо звучат, хорошо держатся, динамичны… что еще нужно, правда?

    Нет в них именно "своей" фишки, что была бы новостью! Понимаете, мало только очень хорошего вокалиста, если музыка привычна. Явление бьет по ушам и мозгам, начинаешь просто офигевать, переться, а не просто одобрительно аплодировать. Если "Сальвадоры" брали супермастерством, бешеной "латинской" импровизацией, непривычным, для среднестатического набора инструментов, сочетанием двух линейных акустических гитар, спевкой "а-ля" "Металлика" на бэк-вокале, безумными прыжками и вообще неплохим команданте-пати; если "Лайф энд Джой" потрясали способностями вокалистки Оксаны Кочубей, как и очень высоким классом исполнения своего фанкоджаза в этаком "супернервном», угорелом темпе, заставляюшем зал не отрываться от сцены, то «Большой Куш" - именно модная группа. С предсказуемым содержанием, после первых же нот. Они – прямое порождение своей культуры, без шага в сторону. Но мода эта несколько опоздала, брит-поп уже, мягко говоря, несвеж. Несколько сглаживает картину харизма хорошего, качественного вокалиста, однако его сценическое поведение нисколько не ново. Как лично я называю этот набор позиций – "вот вам еще один нью-хатчинс". Не знаю, насколько сильны шансы на победу в Лондоне при таких имиджевых фишках (в Лондоне поди такое и свое есть), но прогнозирую место лишь во второй десятке(примечание: написано ДО финала). Понимаете, ну не верю я, что англичан пропрет их же музыка, вернувшаяся к ним спустя какое-то время, с несущественными переработками и с непривычным акцентом в привычном инглише! Но, все равно, знаете, победа в российском этапе GBOB – это уже сильно. Мне, честно говорю, "Большой Куш" не нравятся, хотя бы потому, что больше нравятся "U 2". НЕ моё это. Но, признаю, парни старались и вполне заслужили свой приз. И из большинства выступавших были, безусловно, впереди.

    По поводу лондонского "неуспеха". Не хочется орать: "я предвидел, я так и знал!" ... по-детски это будет. Просто мой скромный анализ увиденного и услышанного в российском финале дал пищу для размышлений и они оказались почвой для верных выводов.

  3. Группа исполняет все песни или часть – на английском языке. В принципе, если она это хорошо делает, то - правильно делает, практично. Почти все выступавшие старались по-англицки, но настолько с разным эффектом! По непримиримому акценту некоторых было заметно, что группа "спецом сделала англицкую песню", чтоб давать больше евроформата. Ну, блин, ребята, если уж поете, так не вымучивайте из себя! "Salvador" заняли в Лондоне 5 место и даже не заморачивались на тему пения на английском! То есть, сначала они хотели… но Сева Новгородцев им прямо посоветовал не выделываться и быть самими собой. А тут… Некоторые вокалирующие граждане и гражданки говорили и пели на ТАКОМ английском и с ТАКИМ пафосом, что волей-неволей закрадывается мысль о определенных надеждах и определенном расчете на избранность "англоговорящих", типа "экспортный вариант", эксклюзив для иностранцев. К сожалению, уверен, что часть таких надежд оправдалась.

  4. Группа выступает в костюмах или в «стильной» одежде и это касается всех участников коллектива. Еще памятный почивший "Р-клуб" в своем почившем журнале публиковал памятку для выступающих музыкантов, где говорилось, что на сцену "нежелательно" выходить в свитерах или по принципу "кто в чем". Принцип един: хочешь говна - оденься говном. То есть, когда вокалист – в зеленом балахоне, а гитарист – в сером пиджаке, смотрится это довольно убого. Но надо отметить, что именно костюмированию многие коллективы отдали много внимания. Особенно приуспели в этом группы "The Типы" и "Umbela". И хорошо уже то, что большинство команд имели вкус в сценическом одевании. По крайней мере, вокал был обычно ярко облачен (или разоблачен), остальные члены коллективов тоже не выглядели парнями со слесарных окраин, случайно взявшими в руки инструменты. В большинстве своем, конечно…

  5. Группа занимается позитивизмом. Это уже не идея-фикс, это просто жупел какой-то! Народ на позитиве просто помешан(разве что готы являются исключением)! Читал в прессе отчеты об отборочных днях, так эпитеты о некоторых "непрошедших" одни и те же – "мрачный", "мрачноватый", "унылый" и т.п. Создается впечатление, что "позитив" настолько врос в формат, что без улыбонов и текстов про любовь и солнечное утречко ну просто никуда! И музычка чтоб бодренькая – потанцевальней! Что б ластами постучать! У ховринской гопоты раньше было такое выражение: "чтоб под это чё-то сбацать можно было"… емко, правда? Поэтому большинство правильных финалистов излучали позитив: были ярко одеты, подпрыгивали, улыбались, давали извивательного секса и вообще очень прогрессивно вибрировали, издавая молодежный пританцованный рай. Жюри в целом осталось этим довольно. У тех же рокеров больше шансов было бы, если бы удалось прикинуться милыми и светлыми тинейджерами-попрыгунчиками, одетыми в модное и хорошо умеющими лабать соответствующую музыку. Но были и жесткие персоналии. Как сказали по всему этому поводу непримиримые "ТТ-34": "…Когда вся педообразная мода схлынет, тогда может и понадобится нормальная музыка…". Жестко сказано, даже - заносчиво, несправедливо к половине участников, но определенный резон в этом есть. Это же как-то убого: видеть в телевизоре и в шоубизе улыбончики и принимать их за неотъемлемую составляющую "успеха"! Характерны, повторюсь, своей одинаковостью оценки части выступающих, встретившиеся в определенной форматной прессе – "в них слишком сильно наследие русского рока", какие-то тезисы про настопиздившие "мрачность", "унылость"… или как-то так. Не скажу, кто и о ком такое брякнул, пощажу нервы невиноватых музыкантов. Но в целом настрой жюри на имидж, на подачу, на музыку – понятен: жюри просто так мыслит. Однако все это – чисто представительские величины. В мире музыки бывают не только "франц фердинанды", очень изредка бывают и "моррисоны". А уж последним на "Джи-боб" можно вовсе не соваться… если нет молодежной модной одежки, улыбончика, желания подпрыгивать и излучать счастливую продвинутость. И петь среднестатическую вторичную муйню, тем более на чужом языке. Какой уж тут "The End", нафиг, он не навевает благодушной клубящейся теплоты. Не позитивен, короче.

    На этом конкурсе никогда не будет и оценки русскоязычной поэзии, на которую частенько упирают сторонники т.н. "русского рока". Понимаете, это конкурс изначально экспортный. А посему - темный западный зритель русским не владеет. Значит голова всему - шоу и музыка. Просто и ясно. С другой стороны – конкурс не для поэзии и создавался. Никто и никогда не говорил, что здесь будут стараться понимать всех. Жюри никому ничего не должно.

О жюри, форматах, шаблонах и пафосе.

Жюри нынешнего года представлено следующим составом:

Пройдемся, так сказать, по лицам, точнее – по пунктам. С Ником и Натальей все понятно, эти люди волочат на себе данный конкурс уже третий год, причем Наталья Жижина занимается, по большому счету, меценатством, расходуя, в том числе, и личные средства на благо мероприятия. Ник Рок-н-Ролл "дорос", хе-хе, до постоянного статуса Председателя жюри, наконец-то! То есть сбылась лично моя "мечта идиота" насчет GBOB , чтобы самым главным жюрителем стал тот, кому оно надо, а не Самый Главный Бизнес-Дядька, как это было в 2004-м, где роль, простите… пост Председателя в начале активно прочили Олегу Нестерову, но тот, поприсутствовав на одном отборочном дне и будучи действительно очень занят, передал дальнейшее "присутствование" одному из своих заместителей. Вероятно поэтому в финальном списке жюри 2004 года Председателя вообще не обозначено.

Александр Плющев – очень грамотный и полезный человек, в первую очередь тем, что молниеносно реагирует на происходящее, что особенно ценно будет на лондонском этапе. Лично я новости узнавал именно из его страницы. Единственное – мог бы писать об этом и побольше! А вообще он тоже "с самого начала" русской стадии, он уже в жюри – ветеран.

А вот что в составе жюри делает певица по имени Бутч – лично мне ну совсем не понятно! Вроде бы в конкурсе этом не побеждала. Заметных подвижек в шоу-бизнесе и рок-подполье не совершила, по крайней мере таких, чтобы претендовать на легендарность и объективность. Собственно, чем авторитетно ее мнение? По-моему, абсолютно ничем. Причем та же Бутч присутствует в этом качестве не первый год. С этой позиции некоторое сообщество постоянных людей в жюри (тем более, как Бутч, творящих в жанре, имеющем место на конкурсе) – вполне стойкое, сложившееся форматное лобби. Конечно, людьми владеют самые светлые чувства, лично я в этом уверен. Но все равно они обречены выбирать в силу своих личных предпочтений. И если четверым членам жюри заведомо нравится тот же брит-поп, то уже становится ясно, как приблизительно будет выглядеть финалист. Остальной процесс – отбор соответствия. И скажите мне, что это не дискриминация!

Присутствие музыкантов в жюри вообще как-то стремно, как я уже не раз говорил. У них имеются лично свои, конкретно очерченные, стилистические представления и они будут, естественно, за них и голосовать. На фанатских форумах есть вздохи на предмет "надо, чтобы в жюри сидели только профессиональные музыканты"... и что, отбор честнее пойдет? И что значит - "профессиональные"? Каждый музыкант уже выбрал свою музыку и голосовать будет именно за нее! Позовите в жюри Юру Шатунова и наверняка его голос заведомо не будет отдан за рок или фанк! В прошлом году в жюри заметно скучал Армен Григорян – ну нет там «его» музыки, если не считать отчасти «Мои Ракеты Вверх». Ну а Сергею Воронову вообще нечего было делать. Это не его музыка, это не его публика. Разве что "Life ' n ' Joy", дающие толику блюза. По моему, если уж собирать людей, то по одной масти, извините за феню. Ну по двум: журналистов и деятелей шоу-бизнеса. А певицу Бутч я бы не причислял в данном разрезе к журналистам, если она и так от этого сама открещивается (читал на ее форуме). Так с какой стати ей вообще находиться в жюри? За какие такие медали?

А вот "Life ' n ' Joy", победители GBOB Russia 2005 почему-то не попали в состав российского жюри, хотя годом раньше в него входили победители российского этапа – "Salvador". Как-то странно и это. Вроде бы годом раньше объявлялось, что победители российского этапа будут традиционно присутствовать в жюри последующего года... Может быть дело в том, что "Сальвадоры" попали таки в первую лондонскую пятерку, а это - авторитетно...

Евгений Куцевич, как нам всем понятно, ценен занимаемым постом и соответствующим набором качеств, сопутствующим такой пафосной деятельности, как концертный отдел "«Союзконцерта". Именно в связи с этим обстоятельством хочется упомянуть фразу, сказанную Ником Рок-н-Роллом со сцены при оглашении итогов конкурса: "…Та команда, которая поедет в Лондон, которая будет представлять нашу страну…". Это очень многое объясняет. Во-первых, мнение того же Евгения Куцевича безусловно влиятельно с точки зрения оценки именно зрелищной стороны, что есть благо. Но! Помнится, еще на пресс-конференции группы "Salvador", в 2004-м, по поводу отъезда в Лондон, ваш покорный слуга вопрошал, не сломают ли группу умные слова про "честь страны", про "достойное представительство" и прочая лабуда, этакие совковые напутствия. А в этом году такое звучало уже из уст организаторов, пусть даже и общие слова, но они дополняют картину. Такие "патриотичные" штуки вполне в духе чинуш всех времен и различных пропутинских пионерий типа "Идущих" или "Наших", но какого ляда нести политику в якобы свободный и независимый, прозрачный конкурс? А "представительство" и есть такая политика, даже если это просто фраза со сцены! То есть, гарантирую на тысячу процентов, что те же "ТТ-34" за которых лично я болел с упорством дурака, не прошли в победители именно по подобным "представительским" мотивам, а именно – из-за лексики и непозитивного переизбытка агрессии. Они стали недостойными "представлять" и "отстаивать". "Все! Пиздец! Ты попал в замес!" - вот что есть в их песне, которая просто убрала всех, да так, что зал встал на уши, причем – у них не было именно своей группы поддержки! Лично мне сразу стало ясно, что парни не победят - с такой лирикой, бьющей наотмашь! В финальную часть им пройти дадут, потому что они – лучшие и без приличествующего позитива, это единственная группа, долбанувшая по ушам и нервам настолько круто, что сразу зарубить парней рука у жюри не поднялась. Но, честно, признайтесь: "неужели же Россию будет представлять группа с ТАКОЙ лирикой/лексикой и с такой непозитивной агрессией? А вдруг они чё-то подобное в Астории брякнут?". Ну что, не было таких мыслей? И такие люди как директор концертного отдела "Союзконцерта" просто не могли, не думали и не могли думать голосовать за "ТТ-34", будь те хоть стократно лучшие музыканты страны. Неформат-с, нда-с! Матом поют. Недостойны "представлять" и "не посрамить". Но для рокапопса такие ответственные работники более чем полезны, потому что большинство финалистов изначало самозаточены под формат. Они сами хотят в обработку и это благое желание. Просто они так устроены. Это же просто кастинг такой…

Я не говорю, что в жюри был какой-то сговор, совсем нет, голосование было достаточно честным и проводилось без предварительных обсуждений, в закрытом режиме, сложением баллов. Но раз "представительские" мотивы высказывал тот же Ник, Председатель жюри, между прочим, значит он выражал мнение жюри. Значит фактор "не посрамить" имел место среди критериев. Это просто логично. Пусть музыка мощна, однако слышишь "ненорматив" и понимаешь - низя. Если такие мысли были в половине голов членов жюри, то неформат был изначально обречен. Вот почему так важен состав жюри! При любой системе голосования предохранители не выгорают. Порок такой практики в том, что и Явление может быть молнией... Этот суммарный фильтр рубит все нестандартное.

Владимир Пономарев и Виктор Зайцев тоже весьма форматные господа. Чистая правда: читать материалы NEWSmusic.ru о конкурсе лично мне было очень интересно, там очень хорош краткий обзор коллективов, сразу видно, что человек поработал и грамотно наслушан всякой разной музыки, оперируя стилистикой настолько воздушно, что проникаешься уважухой. Вот его мнению я очень даже верю. Однако, давайте не забывать, что подобная пресса заинтересована в пафосных и крутых новостях, а это уже прерогатива шоу-бизнеса, андерграунду здесь не место. Ну а директор корпорации… тоже полезный человек. И тоже со своим директорским видением. Не стоит повторяться о форматах и суммировании.

То есть, не считая Ника и Плющева, людей, способных принять явный неформат и голосовать за него, в жюри просто не было. Это – самый мощный и самый скрытый инструмент отсева. И по сравнению с прошлыми годами этот фильтр явно стал лучше "чистить" финалистов. В этом году в финале было настолько скучно, в большинстве своем группы были похожи друг на друга, поэтому приходилось отвлекаться: пить пиво и мрачно – не позитивно, не форматно – курить крепкие сигареты. Еще писать тезисы в блокнот. А в отборочные дни при прослушивании половины участников просто жалел о потерянном времени.

Рокеры могут начинать голосить, что "там" просто не усваивают рок, который давно ассоциируется с недовольством, депрессией, негативом. Поправка: т.н. "русский рок" в конкурсе действительно потеряет время. Но и только поп-подход ущербен, попса никогда не порождала культуру и искусство. Понимаете, с одной стороны это не рок-конкурс, согласен. Но в реале получается так, что это "именно не рок-конкурс", в смысле, что рокерам там как раз с самого начала ну совсем нечего делать. То есть GBOB – изначально поп-конкурс, нравится кому или нет, это вполне определенно очерчено - форматно. Практически все выступающие – поп-группы. Не вызывает энтузиазма российский GBOB и у "нетрадиционных" музыкантов: акустиков, этно-фанатов, волынщико-дудочников, индастриалистов, любителей хорового пения под барабанный бой и т.п. Таких номеров там не было вообще, за все три года. Думаю, что эти редкие люди просто не верят, что у них есть шансы и их опасения совершенно оправданны. Не говорю уже о традиционных рокерах и блюзменах – им на GBOB заведомо тоже нечего делать. По-моему, с форматностью – некоторый перебор.

Думаю, что немалая доля в таком форматном прессинге на совести современных развлекательных СМИ. Уже налицо тот факт, что выросло уже целое поколение на форматах MTV, МУЗ-ТВ, привыкшее к ассоциациям - "шоу-бизнес-поп-музыка"... Отсюда ненавязчивая позитивистская клубная музычка, стандартный евро-скок на сцене, пустые и простые тексты "песен". В современном потребительском мире как рок, так и песенный интеллектуальный продукт в целом стал деклассированным маргиналом, потому что он по современным понятиям не позитивен, уныл, мрачен и под него низя ничё такого сбацать. К тому же мозгопильство на тему "made успех, а то проиграешь", сравнимое с рекламой ужасов про микробы в сортире, заставляет молодых людей "пробиваться" ценой облегчения(значение сходно с те процессом, о котором Вы подумали) интеллектуального наполнения. Если десять лет назад большинство тех, кто считал свою музыку роком, писали песни, повинуясь позывам неудовлетворенного духа, мыслили, то теперь все больше пишут тексты. Про позитив. Про солнечный день, про июньские метели, про джамп. Очень жаль, если средний молодой сочинительский мозг действительно об этом думает. А если он просто подстраивается под формат, то еще более жаль, потому что именно щедрым на энергию молодым свойственно забивать на приспособленство. Думаю, что прогиб ныне стал массовым культурным воспитанием. Оттого таковы и претенденты.

А ведь формат губителен для настоящих открытий! Зато – "не хуже других"… Так ведь и семнадцатое место "ах, в Мировом Финале" типа не хуже многих других. И не лучше. Потому что не первое.

Как все было.

Подготовка и проведение.

Очень поздно началась реальная регистрация – за два месяца до проведения на сайте висела только информация о предварительной регистрации. Не было наглядной рекламы, флаеров, кроме размещенного на сайте, который предлагалось скачать и распечатать. Стикеров в метро я также не видел. Если в первом году проведения изготавливались майки с указанием года проведения, то в 2005-м год с маек исчез. А в этом году маек и вовсе не было видно. То есть "экономия" видна сразу. Проявилась она и в том, что на сцене не было видно никаких баннеров от спонсоров, хотя еще год назад был разговор на эту тему и, как я понял, спонсорство не возбранялось, порицается только протежирование спонсорами своих музыкантов. То есть, за мероприятие никто так и не "взялся" или таких спонсоров просто не искали. Это хорошо? Неужели? Если упомянутый формат в конкурсе присутствует и виден невооруженным взглядом, то какая уже разница! Так почему бы не принимать спонсорство? Потому как группа в Лондон ехать должна и кто-то ей ту дорогу должен оплатить, как и аренду клуба для проведения конкурса в Раше. Интересно, были ли вообще предложения на эту тему и какого рода? Если, конечно, таки "да"… Об этом - интересная информация ниже.

А при наличии финансирования можно было бы отличную помпу из мероприятия сделать, такую рекламу колбаснуть, что все музыканты страны об этом узнали бы! Глядишь, и прибыли бы действительные открытия, не "работающие в современном жанре", а те, которых запоминаешь поименно. Вон, в 2004-м рекламы, новизны, свежести мероприятия было больше, чем в последующие два года вместе взятые и результат отличный налицо - "Salvador". Кто их раз услышит - уже ни с кем не перепутает. И их пятое место в Лондоне, притом, что они удостоились похвал в английской муз прессе как "лучшее выступление вечера" - доказательство, причем, если учесть, что к русским на Западе вообще относятся предосудительно (факты годом спустя, почитайте отчет о мировом финале 2005 в "Classic Rock"!), их место в реальной раскладке могло бы быть и повыше!

Очень повезло, что есть в Москве такой клуб как "Sexton". Конечно, там вряд ли запросят дешевую аренду, это место не рядом с метро, но такой атмосферы, как там, нет более нигде. В том же "Б2", в "Точке" - существует некий невидимый барьер, сопутствующий сцене, получается, что музыканты – отдельно, а публика – отдельно. Публика как бы упирается в сплошную стенку высокой сцены и "запирается" в танцполе. В "Секстоне" все иначе: там нет такой высокой сцены, антураж и отделка клуба на сцене и в зале одинаково хороша, образует единый ансамбль, в шоу участвуют и бармены, периодически устраивая на стойке файер-шоу. Помимо нестандарта антуража очень неплох звук, хотя накладки были, они неизбежны при настройке десятка выступающих без саунд-чека. Но контакт зрителей и музыкантов был прямым и в результате все получили удовольствие. В том же "Б2" все иначе – балкон для жюри, танцпол у сцены, упирающийся в упомянутую полутораметровую стенку сцены - образуют этакий загон, сектор, в удалении – бар с довольно равнодушными к мероприятию барменами. А в "Sexton" каждая стена – воистину шедевр оформительского таланта. Это вам не прямолинейная кубатура с отделкой от евростандартов… Раскрепощает, знаете ли.

Первый отборочный день и финал привлекли больше всего публики, это и понятно: открытие и закрытие. Что сразу не понравилось – тусование музыкантов с инструментами в зрительском зале. Доходило до того, что какая-то группа в один из дней просто блокировала бар, завалив пространство перед ним музыкальными инструментами, сумками и прочими личными вещами, сваленными в большую кучу прямо на проходе, не давая публике подойти к стойке. Не скажу, что гримерка в "Секстоне" суперогромна, но для размещения инструментов десятка групп вполне годится и незачем поэтому превращать клуб в вокзал. И таких деятелей было довольно много – то барабаны после выступления сгрузят прямо в зал и начнут их разбирать прямо рядом с публикой, то на сцене столпотворение: одни еще не отключились, а другие уже за спиной стоят… Давно же более-менее определен порядок таких мероприятий: первая группа на сцене, вторая готовится, при пересменке первые уходят, третьи идут в гримерку и готовятся во время выступления вторых. Но местами атмосфера напоминала ярмарку с восседанием на куче своего барахла. Не хватало только выкриков "Коооля! Посторожи наши вещи, я пойду кипяточку наберу"… Думаю, что организаторам стоило не только общаться друг с другом в жюри, а и выделить специально обученного человека, чтобы он жестко регулировал движение музыкантов, давая публике без помех наслаждаться действом. В 2004-м этим занимался Ник Рок-н-ролл и все было хорошо. Конечно, недостатком "Секстона" является то, что вход в гримерку – через сцену или в обход через улицу, отдельного входа из зала нет. Но поэтому регулировщик и нужен. Очень хорошо, что "Секстон" выделил своего человека для упорядочения нахождения музыкантов на сцене и подключения к аппарату. Но в целом было впечатление, что и организаторы, и выступавшие сознательно превратили фест в очередь на прослушивание - кто ценит хороший концерт, поймет о чем я - попросту не озаботившись порядком на сцене. Получился кастинг, а не шоу. И если Ник Рок-н-Ролл в прошлом и позапрошлом годах объявлял каждого выступавшего, веселил публику и держал ее в состоянии готовности, то теперь публика вынуждена переживать, терпеть настроечные паузы, занимая себя самостоятельно. Планка качества шоу с организационной стороны сценического действа пауз заметно понизилась, все главные - в жюри, а неглавных не нашлось. Публика оказалась брошенной.

Наверное потому, что того же Ника в 2004-м представляли шоуменом и прочая. И он оправдывал эти звания, веселил народ, брал его за холку и втягивал в праздник. А теперь он - Председатель жюри и его место - за столиком. Ведущего же мы потеряли. Он теперь просто объявляет результаты.

Еще именно в этом году неприятно покоробило закулисное конкурентство. Опять же в Секстоне все рядом, поэтому все хорошо слышно. Я слышал, о чем говорили фанаты между собой. Звучали, в том числе, такие штуки как "Ну чё, мы нормально поорали, громче чем у ……?". То есть это не было атмосферой праздника, это были спортивные соревнования, сыграла определенную роль молодежное желание самоутверждения. Поэтому отдельные группы людей активно приветствовали одних и молчали на других. Знаете, это ни разу не фестиваль. Это – конкурс, штука более жесткая, где демократичность и прозрачность – два красивых и "не совсем" верных слова. Почему – объяснено выше. И, находясь в этой массе, изрядно припаренной адреналинчиком конкуренции, стал отдавать себе отчет, что на "простых" концертах получал больший кайф. Наверное это – недостатки нынешнего времени, когда в теме т.н. карьера, успех, а вне темы – просто дарить радость людям. Очень жаль.

О некоторых группах.

"ТТ-34"(Москва). Демонстративно упоминаю их первыми. Как я уже и говорил, меня немедленно прибила к полу именно группа "ТТ-34", это то состояние, та реакция, когда удивление довлеет над колбашением. Нет, с ними я ранее не был знаком (после их выступления как раз и познакомились). До этого выступления я их и не слышал, совсем. Нет, в музыке нового ничего нет, я такое люблю и почитаю, это достаточно жесткий альтер-хардкор, в нужную меру попсовый, но, блин, встретить такое на ЭТОМ конкурсе я просто не ожидал! А уж тем более пачка радостно отвисла от рефрена "Все! Пиздец! Ты попал в замес!"… Зал тоже заметно убился этим, а потом публика просто заорала от восторга, замечу – не "своя", у "ТТ-34", повторюсь, спецом приехавшей группы поддержки не было, только несколько человек друзей. Вот это я и называю крутизной! И очень, очень жаль, что парни не выиграли! И это не тот случай, когда "не заметили", "не оценили" и прочая фигня из серии цивильного размазывания. Их именно заметили и оценили. И решили "не упоминать", не голосовать за них, как я думаю. В качестве утешения взяли в финальную часть, но и в пятерку лучших не включили. Как я считаю, это – самый демонстративный форматный акт данного конкурса: здесь правит бал цензура. Понятно, что места от второго и ниже – просто сотрясание воздуха и пользу вряд ли принесут, однако хоть бы на уровне благодарности поощрить ТТ-шников стоило, дать им место в первой пятерке, что само по себе - только лишь символический акт, без ощутимой практической пользы. Но как же так: чтобы официальный муздеятель (а таких в жюри было, как минимум, двое) признал "мат"!

Но парни, как я знаю, не особо парятся. У них гастроли расписаны на несколько месяцев вперед, они выпускают свои альбомы, звуканули в "Ночном Дозоре". Значит форматом болеет не вся страна.

"Большой Куш" (Казань). Победители российского этапа GBOB -2006. О них я уже написал выше. По большому счету ничего особенного. Типичное порождение современной молодежной рокапопс-культуры. Играют модную музыку, изначально бывшую брит-попом и претерпевшую некоторые "прогрессивные", хе-хе, преобразования. Ожидаемый результат именно такого конкурса. Подобных команд в финале было несколько, каждая со своими стандартными фишками, просто "Б.К." справились со всем лучше. И вокалист у них нисколечки не фальшивил! Парни честно соревновались и вполне честно победили себе подобных.

"Милана"(Москва). Еще одни прямые претенденты на статуэтку, музыка также довольно понятно и внятно соответствует. Этакий "диско-рок", как записал в блокноте – "кичевое и качевое музло". Тексты в духе "танцуй со мной" - на уровне Саши Айвазова, должностной части жюри наверняка понравилось, как я думаю. Очень динамичны, прекрасно соответствуют званию поп-музыкантов и вокалиста. Однозначно стоили финала. Исполнили одну песню по-русски, что в этом сезоне для рокапопсеров конкурса – смелое решение. Отлично разделили подачу на "русскую" и "экспортную" манеру соответствующих песен. С "Миланой" была самая большая и звонкая группа поддержки. И еще достоинство: строились уверенно, быстро и весьма рвались в бой. Уважуха, короче.

"The Типы"(Москва). Одна из самых ярких групп конкурса в прямом смысле этого слова. На сцену выходили в "золотых" обтягивающих костюмах, из-за чего многие их сравнили почему-то с "Erasure". В блокноте я их, шутя по-доброму, обозвал "агрессивным совкоВИА", вероятно из-за довольно простых музыкальных ходов, хотя парни давали что-то из детских рокенрольчиков, элементов Psychobilly, пост-панка даже. А еще вокалист группы классно дергается на сцене. И, кстати, немаловажно то, что их было слышнее остальных – это безусловно заслуга вокалиста. Очень хотят быть похожими на рок-н-ролл. Им - специальный сенкс.

"Невредно"(Одинцово). Еще один молодежный рок, на русском, что приятно, с очень попсовыми текстами, что очень смешно. Цитаты фрагментов текстов из блокнота: "…Прощай, я не буду держать..." - охо-хо...; «…И уже не пытаюсь вскрыть себе вен…» - аха-ха…; «…Это время оставило все без ответа…» - это уже бр-р-р! Короче, как у нормальной попсы: я сижу и плачу, вспоминая тебя, за окном идет дождь. У вокала интересные начальные данные, но при всей его "всхлиповато-гранжеватости" преобладает недозрелый фальцет. Упомянутая в прочей прессе басистка запомнилась прочей прессе почти полностью оголенной грудью, я же в блокнот записал, что она играет очень слабо, но вполне ровно, что уже большое достижение. Наверное пора мне сходить к сексологу, а то что-то разучился замечать ценные детали…

"Пираньи»"(Вологда). Не первый раз слышу их и не в первый раз – на "Джи-бобе". Группа провела работу над ошибками прошлого года, музыканты стали гораздо собраннее, музыка стала жестче, вокалистка запела гораздо уверенней, причем в ней одной было больше русскости, чем в ком бы то ни было на данном конкурсе, хотя я не уверен, что это ставилось целью. Ну в самом деле, кто ж неречитативную, вокальную партию, практически распев – и на альтернативу кладет? Но вокалистка данной группы умеет это делать. Еще имели место классические молодежные приседания с гитарками (куда уж без них в наше время!) – очень синхронные и незажатые. Вообще, группа заметно прибавила пафоса, перестала дергаться и нервничать на сцене. Очень хороший знак.

"Последний Приют"(Нижний Новгород). Еще одни "ветераны" конкурса. По большому счету сказать о них нечего, хотя группа нормально сыграна, очень неплох вокал – снова женский. Английский язык. Создалось впечатление, что группа просто взяла за образец для подражания творчество прошлогодних победителей – "Life ' n ' Joy", до того похоже! И сказать больше нечего, как ни жаль. Разве что… очень долго настраивались.

"The Almost Famous"(Москва). Команда с существенным потенциалом, но и с видимыми недостатками. В отборочном туре звучали гораздо лучше и это – общая болезнь. Первая песня для финала представляла собой балладу-тянучку с занудным началом и, извините уж – истина дороже, совершенно бездарным усилением. С вокалом было много понтов, но результатом стал тот же модный неуверенный фальцетик. Английский язык весьма средний. Такое впечатление, что группа вымучила песню специально для конкурса, что наверняка заметило и жюри. Второй песняк гораздо более удался, вокалист заметно преобразился, оголил торс, стал более динамичен, группа дала забой. Но результат все же на тройку, потому что первая "чуйственная" песня испортила все. Отсюда тот же вывод – не надо вымучивать "спешл фор"… Но они умеют нравиться, за них тоже немало поорали.

"Miss Is Big"(Москва). Очень мощный коллектив с музыкальной точки зрения. Лидер-вокалистка, к тому же, отлично владеет басом. Также у группы хорошая духовая секция, впору вписывается в довольно стандартные аранжировки. Но это извечно смешение фанка, джаза и "всего по чуть-чуть" напрочь убило выступление. Все вроде хорошо… но не отлично. Песни похожи друг на друга, вокал хорош, но изрядно "тонет" в музыке, вероятно сначала написали мелодию, а потом просто наложили слова, не заботясь о выделении вокала за счет удержания прыти прочих инструментов. Получилась извечная болезнь: все старались наиграть побольше, в результате вместо аллеи получился забор – настольно насовано всяких фишек, ими явно перегрузили. Тоже как-то промахнулись мимо формата – ну не модна виртуозность без плавных попсовых позитивов!

"Umbela"(Москва). Крайне пафосный коллектив. Начали с такой длинной паузы, что народ начал оттусовывать от сцены. Что-то у них не заладилось с электронными барабанами, довольно долго пререкались с пультовиком, несколько раз их даже одергивали на предмет затягивания настройки. Это безусловно сбило балл, потому что аппаратура должна быть готова по методу "только воткнуться". Если же инструментов много и они сложны, то музыкантам стоило проявить инициативу, влиться в саунд-чек. Думаю, что никто бы им не отказал, если бы они разумно аргументировали свои претензии. В конце концов, можно в предыдущие дни подойти к звукарю, поинтересоваться аппаратом, записать настройки при отборочном выступлении. Выдали нечто в духе очень попсовых "Dead Can Dance", с танцовщицей в "восточном" наряде, грамотно извивающейся на подиуме, использовали пару этнических инструментов, однако применили запрещенный ход - плейбэк(не живьем сыгранную фонограмму), за что их, думаю, тоже обезбаллили. Получилось необычно для этого конкурса, но, по сути, ничего нового. Хочется выделить басиста – под "восточную" ритмику "качал" очень достойно. А потом снова была БОЛЬШАЯ пауза, снова пререкания с пультовиком, чем достали весь зал, наверное. Вторую финальную песню и выделять не хочется – те же фанковые фишки, тот же английский, снова похоже на специальное конкурсное творчество. При таком хорошем вокале убили паузами все, что могли.

"Кати Сарк"(Москва). Так записано в блокноте: "Хороший женский вокал. Нормальный бас, чем-то бас-партия напоминает "Chemical Brothers". Интересно нафига вокалистке на первой песне в руках мегафон, если она его не использует?" Вероятно, никаких мыслей более не возникло.

«Глория»(Москва). Опять же из думки-блокнота: "Очень долго строятся. Ля-минорчик в обработке, похоже на плохонький "A - ha" . Динамика – ноль ".

"No Remorse"(Зарайск). Это еще одни "не профильные" парни – с тяжеляком, почти что с трэшем. Надо обладать определенной смелостью, чтобы вылезти с такой музыкой на такой конкурс. Немногословны, статичны, но в целом не теряются. При всей почти цивильной стриженности вокалиста чувствуется в нем жесткий человеческий стержень, без него такой монументальной подачи не бывает.

"PODARKI"(Москва). В финал не попали – и ладненько. Ну, в самом деле, рокапопс с перегрузом в духе Лагутенко – это уже и не ново и не ностальгично. Словесы: "…Мне вместо головы приставили Луну…", "… Летели, летели июльские метели…" - вероятно или тополиная метель или "весенний листопад в январскую жару" заехал пыльным мешком автору текстов. Еще был детский рэп про "Запорожец", с попрыгульками. И это все.

"Ugolok Durova"(Москва). А вот этих ребят могли и отметить, ну хотя бы финалом. В самом деле, помимо тех же позитивистких форматов, явно прущих из их творчества, группа "ничем не хуже других" - у них тоже есть женский вокал, но, ко всему прочему, наличие саксофона выгодно их выделяет, причем саксофонист умеет с ним обращаться. Тексты понравятся всем чиновникам на свете – про "поцелуи лета" всякие… Вторая песня – традиционная баллада. Спрашивается, ну чем они хуже?

Впечатления.

Находясь в зале, я, честно говоря, здорово терялся и быстро уставал на отборочных днях. Доля групп, достойных внимания – треть от силы, а то и четверть. Очень хорошо, что участники играли по две песни! В отчете на NEWSmusic.ru тоже совершенно верно говорится: в некоторые дни приходилось выдвигать не трех, а двух финалистов, потому что большинство команд не тянет и простой отечественной клубной публики, не говоря уже об экспорте. Этот год ознаменовался полным засильем вторичности, заимствованной музычки, которую наши молодые музыканты зачем-то собрались везти обратно на Запад. Конечно, если рассуждать о модном слове "толерантность" вкупе с не менее популярными "терпимостью" и "демократичностью", то можно говорить, что "наши группы работают в тех же жанрах" вместо жесткого "слизывают, дерут, подражают". Понимаете, победитель тем и ценен, что он – величина творческая и имя собственное, а не еще один шоу-попугайчик. И таких групп-открытий среди финалистов я лично не увидел совсем. Ближе всех, на мой взгляд, к званию "самодостаточность" приблизились все те же "ТТ-34", потому что у них есть главное: собственный классный текст, своя тема, свои эмоции, уровень музицирования и они неподдельны. Но такие группы всегда пробивают дорогу сами. Думаю, что им боятся помогать.

Так что по прошествии российского этапа "The Global Battle Of The Bands" 2006, мне остается еще раз констатировать очевидное: при той действительно демократичности первого года конкурс год от года попсеет. В нем совершенно отсутствует жесткая линия на поиск необычного, вопреки и в ущерб всему модному, нет сейчас в конкурсантах генераторов идеи, слова, источников собственного драйва, конфликтующих со всем попсовым позитивом настолько, чтобы ставить вопрос ребром: все или ничего, никаких компромиссов с попсой, даешь яркую индивидуальность, а не прилизанную приличность. Вот и получается, что самобытных людей и в прошлые годы было маловато, а в этом они просто забили на это мероприятие, понимая прекрасно, что чисто арифметические шансы и так менее 5%, так еще и форматом задавят, плюс денег за это заплати - взнос за участие.

Недаром и конкурсанты стали так похожи друг на друга. В самом деле, а чем по формату все это отличается от Евровидения или еще какого шалмана по "представлению страны"? Что нужно? Молодость, динамичность, привлекательность эстетическая, модно-музыкальная и что б сексу давали, в меру, конечно. Английский язык – непременно! Ведь если споют на русском, то "ненаше" жюри, вероятно, подумает, что музыканты – лапотники и не могут никак изъясняться с благородными иноземцами, кроме как знаками и своим варварским языком Пушкина, Достоевского, Толстого, Хлебникова, Высоцкого и зарубежного украинского писателя Н.В. Гоголя. С таким багажом как-то вовсе уж стыдно наверное "представлять страну"… А я-то всегда думал, что надо не ориентироваться на евростандарт, чтоб "не хуже других", а по-другому: только свое, собственное. Любой ценой. Да, могут не понять. И наверняка не поймут, как и во всей прочей жизни, двойными стандартами к русскому и к русским нас как-то не удивить! Но необходимо помнить, что на самом деле побеждают лучшие, те, кто на голову выше, а не те, кто с менее надтреснутым фальцетом исполняет среднюю музыку на всеобщем языке межнационального общения.

Но конкурс мне все же нравится. Так уж получилось, что в этом году преобладала попса, она же и выиграла. Это я не про "Большой Куш", они на самом деле офигенные молодцы и сделали всех, не "порвали", как "Сальвадор" два года назад, но, все же, "сделали". Это я про общую тенденцию отбора финалистов и торжество толерантной цензуры. А вообще, в конкурсе по-прежнему могут принять участие все, кто этого хочет и у кого хватит на это таланта и духа. Это очень нелегко – быть избранными, победить ту музыку, которая "вау", "супер", "кул", "позитивно и продвинуто", "намана" и стать Победителем, кого всегда зовут по имени, не путаясь в названиях.

Так что, на самом-то деле, огромное спасибище Наталье Жижиной, всему жюри, Нику Рок-н-Роллу, Бутч, представительным господам чиновникам! Они создали настолько крутой по непроходимости для неформата конкурс, что ему мало соответствовать, надо быть на уровень, на голову выше среднего уровня. Понимаете, в том-то и секрет, что туда МОЖНО прийти и МОЖНО принять участие, это не проплачивается очередным пивным или нефтяным папиком. GBOB – это идеальный индикатор, в котором постоянно ранжируется среднее и очень редко загорается лампочка "Явление". Потому что явление вообще редкость. Так пусть же "Битва" живет, цветет и пузырится, нам же лучше. Потусим, попоем, посоревнуемся в громкости крика фанатов. В Лондон кто-то все равно поедет. Дай-то Бог, чтобы поехали те, кто этого заслуживает, дай-то Бог, чтобы формат однажды получил пинка от Победителей, которые его даже и не заметят. Именно это ценно. А "представлять страну" могут и фигуристы.

Дмитрий Гурыч, ноябрь, 2006

Послесловие читайте в продолжении:

Часть II: Мировой Финал конкурса.

наверх

* - "поп" - здесь явно двойной смысл! Это и пословица, где имеется в виду священнослужитель, но здесь и производное от слова "попса". Но налицо в обоих случаях работа с мозгом прихожан. назад

ГЛАВНАЯ ФОТО МУЗЫКА ГУРЫЧ ДУЛЯ СТАТЬИ СТИХИ, ТЕКСТЫ ПАРОДИИ КОНТАКТЫ